double arrow

История становления туризма как отрасли экономического хозяйства

Огюст Конт

Не зная ее историю.

I. СУЩНОСТЬ МИРОВОГО РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

Никакую науку нельзя постичь,

Знакомое всем людям слово «туризм» происходит от французского tour (тур) – прогулка, путешествие по кругу с возвращением к месту выезда.

Современная концепция туризма возникла в конце XVIII века в Англии. В Оксфордском словаре за 1800 год туризм определяется как теория и практика путешествий для удовольствия. А Вебстерский словарь английского языка XIX в. толкует термин tourist как: тот кто совершает поездку ради удовольствия или повышения культурного уровня.

Таким образом, туризм можно рассматривать, как частный случай путешествий, поскольку на ранних стадиях развития человечества путешествие приносило скорее страдание, чем удовольствие. Подтверждение тому английское слово “travel” – путешествие в древности имело форму “travail” и означало мучительные, тяжелые усилия.

Желание владеть землями, ресурсами и торговать вечно влекло человечество в другие страны и континенты. На этом фоне выделяются первые в истории поездки на спортивные соревнования – знаменитые Олимпиады Древней Греции. На время Олимпийских игр прекращались войны и отменялись дорожные сборы. Первая Олимпийская игра состоялась в 776г. до н.э.

Известный древнегреческий историк Геродот путешествовал с познавательной целью еще в V веке до н.э. Уроженец Галикарнаса (ю-з. Азия, ныне Бодрум, Турция) посетил м. Азию, Вавилон, Финикию, Египет, Кирену, Фракию, Италию, а также побережье Черного моря от Византии до Ольвии, где собирал сведения о Скифии. Написанный на ионийском диалекте труд Геродота – «История» объединяла идея борьбы греческого народа с восточным миром, где описываются различные путешествия, предпринимавшиеся его современниками. Впоследствии александрийские ученые разделили его труд на 9 книг и нарекли их «Музами».

Древнегреческий путешественник и астроном Пифей около 325 г. до н.э. совершил плавание из Массилии (ныне Марсель) через Гибралтарский пролив к берегам Северо-Западной Европы. Достиг британских берегов и даже предпринял несколько путешествий в глубь островов. Он оставил уникальный труд «Об океане» с множеством описаний географических открытий.

Со времен эллинизма существует традиция выделять семь произведений архитектуры и искусства, не имеющих себе равных благодаря величественным размерам, красоте, драгоценной отделке и неповторимости. Выражение «Чудо света» содержит понятие о чем-то волшебном, сверхъестественном.

Выражение «Семь чудес света» является латинским переводом, которое являлось неточным переводом первоначального греческого – семь достопримечательностей творений ойкумены (обитаемого мира).

Самый древний перечень «Семи чудес света» (II в. до н.э.) включал в себя:

1. Стены Вавилона.

2. Статую Зевса в Олимпии, сделанную Фидием из золота и слоновой кости (430г. до н.э.).

3. Террасные – так называемые «Висячие сады Семирамиды» в Вавилоне (VII в. до н.э.).

4. Гелиос в Родосе «Колос Родосский» (292-280 гг. до н.э.).

5. Великие пирамиды в Гизе (около 2589-2504г.г. до н.э.)

6. Мавзолей в Галикарнасе (сер. IV в. до н.э.).

7. Храм Артемиде в Эфесе (550 г. до н.э.).

Позже шедевры были частично заменены. К ним стали причислять: алтарь на о. Делос, дворец Кира, егип. Фивы, храм и коллосы Мемнона, маяк на о. Фарос под Александрией, статую Аскления в Эпидавре, скульптуру Афины на афинском Акрополе. Среди семи чудес света назывались также римские постройки, Капитолий и Колизей, византийские – храм св. Софии и др.

В древние времена существовали описания, возникшие в эпоху раннего эллинизма для сухопутных (периэгеза) и морских (перипл) путешествий, самое известное из которых дошедшее до наших времен «Описание Эллады» Павсания (II в. до н.э.).

Они являлись по сути дела античными путеводителями.

Во времена расцвета Римской империи была создана густая транспортная сеть как на суше, так и на море.

Богатые римляне совершали многодневные поездки в Египет и Грецию, где их привлекали места поклонения богам и морские курорты. Они интересовались местной историей и религией. Еще в те давние времена богатые римляне, как и современные туристы, осматривали одно из чудес света – Пирамиды в Египте. Но также как и сейчас в древние времена люди в своих путешествиях нуждались в ночлеге и питании. Прообразом современных отелей и ресторанов были таверны. Эти первые «гостиничные» предприятия упоминаются еще в письменных источниках Древнего Египта и Вавилона, а затем и Древней Греции.

В Римской империи получило распространение появление заведений другого характера – «заезжих» или постоялых дворов, которые располагались вдоль транспортных путей и давали возможность переночевать или отдохнуть как путнику, так и его средству передвижения.

Но уже тогда путешественников расселяли по классовому признаку. Никогда купцы и «простые смертные» не могли быть поселены рядом с аристократами или государственными служащими.

Таверны и заезжие дворы, обслуживающие людей низших классов, предлагали минимальные условия для ночлега и отдыха. В таких заведениях приезжие спали на соломе, а чтобы не замерзнуть в холодное время, прижимались к теплому боку своего коня. Про больший комфорт или дополнительные услуги не было и речи.

Однако и много веков назад содержатели постоялых дворов старались привлечь клиентов не только обещаниями крыши над головой.

На дверях одной из римских таверн, была надпись в стихах:

Выпивка стоит здесь асс.

За два асса ты лучшего выпьешь.

А за четыре уж будешь

Фалернское пить.

История развития гостиничного дела тесно переплетена с историей развития цивилизации. Римляне первые начали строить специальные здания отведенные для путешествующих по государственным надобностям. Эти здания расположенные вдоль главных дорог, можно считать прообразом постоялых дворов. Спустя некоторое время вдоль основных ближневосточных транспортных артерий появились первые караван-сараи – помещения для приема караванов. Около 1200г. почтовые и курьерские станции появляются в Китае и Монголии. В XII в. постоялые дворы – «ямы» появились и России. В это же время в разных странах появляются почтовые станции для государственного транспорта служившие местом отдыха и упрощавшими процедуру смены лошадей. К XV в. постоялые дворы объединились с почтовыми станциями.

После падения Римской империи и завоеваний варваров путешествия прекратились и возобновились в средние века. В период средневековья количество людей покидающих родную землю из-за жажды странствий стало еще больше. Но в отличие от древнего мира, где познавательный туризм существовал наравне с посещением культовых мест, в средние века одну из ведущих позиций занимает именно паломничество.

Религиозные убеждения побуждали тысячи людей преодолевать долгий путь к святым местам: Христиане шли в Иерусалим, мусульмане – в Мекку.

Своеобразной формой туризма можно считать и крестовые походы в XI-XIII вв. При этом десятки тысяч европейцев познакомились со Средним Востоком его культурой.

В 1140 г. француз Пико составил первый путеводитель для пилигримов, описав путь в г. Сантьяго-де-Компастелла. В XIV веке появляется «Путеводитель для путешественников», в котором пилигримам предлагается информация по районам и странам, ведущим к святым местам.

В те времена церковь вменяла в обязанность монастырям принимать паломников на ночлег, предоставлять пропитание. Так называемые «странно-приютные дома» (т.е. дома для странников) можно назвать одним из видов «отелей» которые содержались монашескими орденами во многих странах.

В это время появляются и другие заведения подобного назначения. Так, король франков Карл Великий (ок. 742-814 гг.), основал специальные дома для отдыха паломников. Конечно, о дополнительных услугах и развлечениях времен Римской империи уж не было и речи.

Путешествия для получения наслаждения и образования получили распространение в переходной период от средневековой культуры к культуре нового времени, так называемый период Возрождения (Ренессанс XIV-XVI века). В эпоху Возрождения воспевалось величие и неограниченные возможности человека, в это время творили великие художники Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициан, Брейгель, Дюрер; поэты и писатели: Рабле, Шекспир, Сервантес, Петрарка и др., в архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения: общественные здания, дворцы и т.д. В музыке появляются новые жанры, в том числе и опера. Появляются выдающиеся научные открытия особенно значительные в области географии.

Эпоха великих географических открытий раскрыла новую эру в истории путешествий.

Извечное желание узнать больше о самых удаленных уголках земли, о народах, которые ее населяют, уводило в долгие путешествия самых отчаянных и смелых. Из дальних странствий они привозили описания чудес, жизни и обычаев людей. Появились многие сочинения, среди которых были дневники первооткрывателей: Колумба, Америго Веспуччи, Магеллана. А такие описания как «Путешествие в страну Великого Хана» Марко Поло, «Хождения за три моря» Афанасия Никитина, «Путешествия по Святым Местам Востока» Василия Григоровича-Барского открывали современникам мир и манили отчаянные души к новым путешествиям.

Передовые мыслители и ученые Европы стали понимать и проповедовать необходимость путешествовать по наиболее развитым научным и культурным центрам Европы для получения самых современных по тому времени знаний.

Ф. Бэкон – английский философ в своем произведении «О путешествиях» (1612г.) заявляет, что путешествие должно преследовать цель образования для юношей и приобретения опыта для людей более зрелых.

В XVII в. юношам из знатных английских семей рекомендуются путешествия на континент с целью пополнения знаний и получения жизненного опыта.

Такие путешествия продолжительностью от одного до трех лет становятся обычной нормой.

Этот симбиоз путешествия, образования и культуры породил “Grand Tour”, который стал символом получения образования молодыми людьми из обеспеченных английских семей и проходил по научным и культурным центрам Европы (Париж, Флоренция, Венеция и т.д.).

Не удивительно, что Англия стала родоначальницей Великой промышленной революции.

С открытием около 1500 г. в Карлсбаде и Мариенбаде горячих источников появляется интерес к термальным водам. В конце XVI в. возникает развитие курортов на минеральных и термальных источниках.

Начиная с конца XVII в. растет популярность морских купаний, которая не снижается и в наши дни. Английские исследователи Буркат и Мэдлик в своей книге «Туризм вчера, сегодня и завтра» указывают, что побережье на юге Англии в Брайтоне и побережье Ла-Манша во второй половине XVIII в. были наиболее людными местами отдыха не только в Англии, но и во всей Европе.

С развитием туризма развивается и инфраструктура.

Выгодным бизнесом в эпоху Возрождения становится содержание отелей. Существовал даже «Союз хозяев отелей», которым устанавливались правила для содержателей гостиниц и их гостей.

Но поскольку монастыри еще долгое время предоставляли бесплатные услуги, развитие частных предприятий «гостиничного хозяйства» шло медленно. Однако благотворительность постепенно уходила из сферы путешествий и «гостеприимства», уступая место законам бизнеса.

Так в Англии король Генрих VIII провел секуляризацию монастырского имущества (превращение церковной собственности в государственную) и путешественники не могли больше рассчитывать на бесплатный ночлег и еду.

В XV-XVI веках впервые постоялые дворы появляются в Америке.

В начале XVII в. в Англии появляются первые дилижансы, следовавшие по фиксированному расписанию и перевозившие пассажиров, почту и багаж.

Однако, как и в прежние времена позволить себе длительные путешествия могли только состоятельные люди. При этом транспорт был таким же как и прежде. Тряска в экипаже, жара, дорожная пыль, медленная скорость передвижения. Прежние путешествия на не такие уж далекие расстояния занимали порой несколько месяцев.

Вторая половина XIX в. характеризуется важным поворотом в развитии туризма.

Великая промышленная революция, связанная с изобретением парового двигателя и электричества, преобразовала жизнь, создав более совершенные виды транспорта, и обусловила появление среднего класса, который приобретал новые привычки и желания, в том числе в сфере отдыха.

В 1816г. по водам Рейна прошел первый пароход «Принц Орлеанский». Первый поезд на паровой тяге появился в Великобритании в 1825г. В 1883 г. уходит в свой первый рейс знаменитый «Восточный Экспресс», который отправлялся из Парижа, огибал Альпы с Севера и следовал до Константинополя. Поезда дальнего следования появились благодаря реализации идеи спальных вагонов, изобретенных в США Джоржем Пуллманом (1864г.) и выпущенных в Европе французской компанией “Вагон-Литс“(1869г.). В 1829г. в Бойоне (США) открывается “Tremont House”, который можно назвать полностью оформленный как отель. В нем было многое из того, что знакомо современным туристам: ключи от комнаты для гостей, ванные и туалеты в каждом номере, посыльный.

В 1862 г. в Париже открывается Grand Hotel. В отделке отеля непревзойденного в тогдашней Европе по масштабам, великолепию и техническому оснащению принимали участие знаменитые художники и декораторы. Для освещения использовалось 4000 газовых рожков, отель отапливали 18 печей с 354 воздуховодами, установлен первый гидравлический лифт.

Благодаря развитию пароходства увеличилось движение из Европы в Америку. Пароходные компании ввели регулярные рейсы. Первый регулярный коммерческий рейс через Ламанш из Дувра в Кале введен в1821г. Открытие Суэцкого канала в 1869 г. значительно сократило расстояние до Дальнего Востока.

Годом, наиболее памятным в истории туризма, является 1841, когда одновременно начали свою деятельность Томас Кук в Англии и Генри Уэльс в США. Кук создал предприятие «Томас Кук и сын», а Г. Уэльс «Амеркан Экспресс». Эти предприятия существуют и в настоящее время, будучи истинными туристическими империями мирового масштаба.

Величайшим новатором в сфере туризма явился Томас Кук, он родился в 1808 г. В Англии в бедной семье. Перепробовав несколько профессий стал издавать журнал проповедующий воздержание от алкоголя, состоял в ассоциации баптистов, которая оказывала помощь алкоголикам и их семьям.

5 июля 1841 г. Кук задумал и осуществил идею арендовать поезд для поездки 570 чел. с целью посещения Конгресса по борьбе с алкоголем. Путешествие из Лейстера в Лафборо в 11 миль туда и обратно стоило 1 шиллинг с персоны. Кук расписал все правила путешествия, которые включали завтрак из чая и бутерброда, возможность принять участие в игре «крикет» и танцы под музыку. Ему удалось решить сложную задачу – убедить директора железной дороги Мидленда Кунтиса продать билеты по заниженной цене.

Кук организовал это путешествие, не преследуя в начале персональной выгоды. Однако, вскоре понял громадные возможности бизнеса на поприще организации путешествий и, начиная с 1845 г., всю свою активность вкладывает в эту деятельность.

Успех первого путешествия воодушевил его для продолжений организаций экскурсий, в которых принципиальное новшество заключалось в низкой цене билетов.

При организации экскурсии из г. Лестера он напечатал путеводитель «Hand book of the Trip», профессионально подготовленный специально для туристов.

В 1851г. фирма Кука обслуживала посетителей Первой Всемирной выставки, состоявшейся в Лондоне, которую посетило 2 млн. чел. Из них, по меньшей мере, 165 тыс. воспользовались услугами Кука.

В 1855 г. Кук организует первую экскурсию на Европейский континент, а в 1866 – первую экскурсию в Соединенные Штаты. Среди именитых участников был и Марк Твен, который путешествовал в группе из 60 человек и впоследствии подробно описал эту поездку. В 1872 г. Кук организовал кругосветное путешествие, длившееся 220 дней, которое освещала газета «Тайм» в Лондоне.

В 1867 г. Кук создал первый купон для гостиниц, который в настоящее время называется «бон».

В 1870 г. он вводит новое изобретение – «безопасные деньги» для путешественников, которые имеют место и в настоящее время – это дорожные чеки.

В 1889 г. при посещении Всемирной выставки в Париже услугами Кука воспользовались 75 тыс. чел.

Наибольший вклад Кука в туризм заключается во введении в жизнь Концепции организованных экскурсий, которая сейчас известна как «туристический пакет». И сегодня он по праву считается основоположником современного туризма. Умер Кук в 1892 г.

Компания «Томас Кук и сын» в 1938 г. превратилась в мировое агентство, занимавшейся разнообразной туристической деятельностью: восстановлением маршрута паломников в Мекку, подготовкой первого чартерного рейса из Нью-Йорка в Чикаго на финал по боксу между профессионалами и т.д.

Для сравнения в 2002 г. “Thomas Cook” обслужила 2,83 млн. туристов, в Украине в этом же году число иностранных туристов обслуженных туристическими предприятиями составило 564 тыс. чел., а внутренних туристов 1,5 млн. чел.

Компания «Американ Экспресс», основанная Генри Уэльсом, вначале объединяла почтовый транспорт и торговлю. В конце XIX века она превратилась в финансовую организацию, выпускающую дорожные чеки, позаимствовав идею у Кука. С 1920 г. компания преобразовывается в агентство путешествий.

Таким образом, с середины XIX века туризм получает широкое распространение во всем мире. Активно развивается отдых на пляжах Средиземноморья, особенно на Лазурном берегу, большой популярностью пользуются бальнеологические курорты в центральной Европе, начинают развиваться зимние виды спорта, главным образом в альпийской зоне Швейцарии и Италии. Туризм превращается в явление мирового значения, получив распространение и в Западном полушарии. В это время в США создаются туристические центры на Атлантическом побережье, курорт Атлантик-Сити (1824). Создаются и развиваются курорты: побережье Мардель-Плата (Аргентина), Вилья-дель-Мар (Чили), Поситос и Пириаполис (Уругвай).

Возможно впервые человечество понимает важность сохранения уникальной естественной природы. В 1872 г. в США создается первый в мире Национальный парк – «Йеллоунстонский». С тех пор девизом всех национальных парков Америки становится: «Keep wild life wild» (В свободном переводе звучит - не пытайтесь одомашнить то, что должно быть естественным).

Активное развитие туризма создает предпосылки для создания путеводителей.

Пионером современной концепции путеводителей считается Карл Бедекер. Он происходит из семьи издателей. Он много путешествовал, что натолкнуло его изготовить серию путеводителей, в которых дается не только детальное описание пути, но также советы, информация о местах проживания, средствах передвижения, необходимых экскурсиях, памятных сувенирах. Первый путеводитель был посвящен путешествию по Рейну (1839). После смерти Бедекера его сыновья продолжили начатое отцом дело, и в настоящее время их издательство является самым известным в мире наряду с «Guides Blen», «Fodor», «Michelin» и другими.

Безусловно, развитие туризма в этот период обязано зажиточной части населения, посещающей в первую очередь известные курорты Швейцарии, Франции, Италии и Великобритании.

Период между мировыми войнами характеризуется большими изменениями в развитии туризма, которые связаны с кризисом экономики в США и Европе, а также с обесцениванием валют. В это же время происходят изменения на транспорте, появляются такие виды общественного транспорта, как автобус и самолет. Отмечается медленный подъем туризма. Автобусные экскурсии в Англии проводятся, начиная с 1919 г., а в 1935 г. совершаются первые экскурсии на автобусах из Англии в Ленинград и Москву.

Зарождается гражданская авиация. И хотя в этот период продолжает преобладать элитный туризм, в процесс начинают вовлекаться более широкие слои населения. Согласно данным Международного союза официальных туристских организаций, в годы перед ІІ Мировой войной (1933-1939) в европейских странах насчитывалось около 12 млн. туристов.

Во время ІІ Мировой войны произошел кризис, приведший к полному прекращению туристической деятельности. Послевоенное восстановление длилось около 5 лет, и с 1950 г. начинается новый этап в развитии мирового туризма, характеризуемый туристическим бумом, который продолжается до наших дней.

Таким образом, исторический путь туризма можно разделить на четыре этапа:

1. Начальный этап (до 1841 г.). Он связан с появлением товарно-денежных отношений, разделением труда, развитием торговли, искусств, религий, спорта, дорожного строительства и новых видов транспорта.

2. Становление туризма как отрасли (1841–1914 гг.). Это время характеризуется выдающимися научными открытиями и внедрением их в практику, повышением производительности и интенсивности труда, высвобождением рабочих рук, началом развития сферы услуг.

Т. Куком введена в жизнь концепция организованных экскурсий, которая сейчас известна как «туристический пакет».

Получили развитие различные виды курортов и туристических центров, основанных на пляжном отдыхе, зимних видах спорта, лечении на водах и грязях.

На интенсификацию спроса на туруслуги повлияли такие факторы:

- повышение уровня жизни отдельных групп населения;

- развитие транспорта и связи;

- внедрение в производство достижений научно-технической революции.

3. Формирование индустрии туризма (1918–1939 гг.). Коммерческая направленность деятельности туристических фирм позволяет говорить о туризме как об отрасли бизнеса. В это время особенно интенсивно развивается туризм в США, что связано с появившимися возможностями для путешествий у среднего класса.

4. Монополизация туристической индустрии (с 1945 г. до наших дней). После II Мировой войны произошла интенсификация процесса научно-технического, торгового, экономического и иного сотрудничества между странами практически всех континентов, что не могло не отразиться на развитии туристической индустрии.

Динамика развития международного туризма по годам представлена в табл. 1.1.

Из таблицы видно, что за полстолетия прошедшие после Второй Мировой войны количество международных прибытий выросло более чем в 30 раз.

В наше время около 200 млн. чел. во всем мире заняты в туриндустрии. Они обслуживают более 1.0 млрд. человек в год, причем охват населения туризмом имеет ярко выраженную тенденцию к росту (точкой отсчета принят 1950 г., когда число туристов превысило довоенный уровень). В 2011г. поступления от международного туризма впервые перешли рубеж в 1 триллион долл. США (1030 млрд. долл. США). Вместе со 196 млрд. долл. США, полученными в сфере международных пассажирских перевозок, общая сумма экспертных поступлений от международного туризма в 2011г. составила 1.2 трилл. долл. США. Стабильный рост туристического бизнеса на фоне различных, в том числе и экономических, кризисов привел к тому, что на саммите “большой двадцатки” G20 состоявшейся в Лос Кабосе (Мексика, 18-19 июля 2012г.) впервые туризм был признан одним из секторов экономической деятельности способных стимулировать восстановление мировой экономики.

О влиянии туризма на устойчивое развитие общества указывалось и на конференции ООН по устойчивому развитию, которая проходила в Рио-де-Жанейро с 20 по 22 июня 2012г. (Рио+20). В итоговом документе конференции, под названием “Будущее, которого мы хотим” отмечено, что тщательно спланированная и реализуемая деятельность в сфере туризма может вносить значительный вклад в рамках всех трех компонент устойчивого развития, тесно связана с другими секторами и может обеспечивать создание достойных рабочих мест и открывать возможности в области торговли, а также способствует повышению экологической грамотности, сохранению и защите окружающей среды, дикой природы, флоры, биологического разнообразия, экосистем и культурного разнообразия и ведут к повышению благосостояния и созданию источников доходов местных общин, оказывая поддержку местной экономике, а также к улучшению среды обитания человека и естественной среды

О глобальности развития туризма в наше время свидетельствует существование большого количества международных организаций, напрямую или косвенно связанных с обеспечением туристической деятельности. Согласно справочнику «Международные туристические организации» таких международных организаций более 300.

Еще после I Мировой войны туристическая деятельность получила направленность на международное сотрудничество.

В 1925 г. в Гааге был образован Международный союз официальных туристических организаций. В 1921 г. создается Международный союз гостиниц, в 1922 г. – Международный союз железнодорожного транспорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: