Принятие Русью христианства. Общее и особенное в изображении и осмыслении христианизации Руси различными жанрами древнерусской литературы

Своеобразие русской средневековой литературы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА И КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Хронологические рамки и территориальные границы ее распространения. Предпосылки возникновения и место в средневековой культуре. Взаимодействие с национальным фольклором. Взаимодействие с другими средневековыми культурами. Среда бытования и способ распространения письменных произведений. Отношение к вымыслу.

2. Летописание как литературный жанр. «Повесть временных лет» Нестора как образцовое произведение этого жанра. Стиль монументального историзма в летописи.

История возникновения начального русского летописания (гипотезы А.А.Шахматова, Д.С.Лихачева, Б.А.Рыбакова). Принцип изложения материала. Стремление включить национальную историю в «мировой» исторический процесс. Ансамблевый характер летописи (летописный свод). Тенденциозность летописания. Новый принцип изображения человека в рамках стиля монументального историзма. Литературный этикет в летописи.

3. Народнопоэтическое творчество как составная часть в реализации замысла автора «Повести временных лет». Особенности эпического стиля в летописи.

Концептуальные задачи «Повести временных лет». Причины обращения средневековых историков к фольклорным произведениям. Разнообразие фольклорных жанров, используемых летописцами. Характерные принципы изображения героев эпических сказаний.

Судьбоносное решение кн.Владимира о выборе веры, степень обоснованности этого выбора (986 – 988). Что мы приобрели и что потеряли, сделав православие государственной религией. Роль Византии, других православных государств и народов в приобщении Руси к христианству. Связь основных идей «Слова о Законе и Благодати» Иллариона со стратегическими акциями Ярослава Мудрого. Политический смысл включения легенды об Андрее Первозванном в «Повесть временных лет».

5. Примеры проявления общинно-родовой этики и христианской морали в «Повести временных лет». Образы язычников и христиан в этом произведении.

Моральные нормы дохристианской и христианской Руси в изображении отечественного фольклора и древнерусской литературы. Верность нравственным обязательствам в домонгольской Руси по отношению к единоплеменникам, иноплеменникам, иноверцам и т.д. Олег и полянские князья Оскольд и Дир (882). Игорь Старый и древляне (945). Месть княгини Ольги древлянам как пример варварской этики, основанной на противопоставлении «своих» «чужим» (945-946).

Женолюбие князя Владимира Святославича как символическая демонстрация его продуцирующей силы лидера. Князь и его дружина (944, 955, 964, 996). Варварский прагматизм Владимира в решении внутриполитических проблем и реакция на это его соплеменников (980). Реакция современников и потомков на политическое преступление Святополка Окаянного. Летописец и Священное писание об ответственности государя за нравственный климат в своей стране.

6. «Первые времена усобиц» в изображении русских летописей, агиографических произведений и «Слова о полку Игореве».

«Повесть временных лет» об убийстве Бориса и Глеба (1015). Борис как носитель новых нравственных принципов в отношениях между вассалом и его сюзереном. Отношение дружины Бориса к его решению. Причины преступного замысла Святополка. Летописец и Священное писание об ответственности главы государства за нравственное состояние подданных.

Внутренние распри русских князей, объективные причины их возникновения и участие в усобицах кочевников (1093 – 1094). «Слово о полку Игореве» об инициаторе использования половцев в княжеских разборках («Тот ведь Олег мечом крамолу ковал…» и проч.).

«Повесть об ослеплении Василька Теребовльского». Княжеский съезд в Любече (1097). Нарушение крестоцелования Святополком и Давыдом. Ослепление Василька и его месть преступникам. Отношение летописца к мести ослепленного князя.

Владимир Мономах и его попытки прекратить княжеские междуусобия («Поучение…»: рассказ о добровольной сдаче Чернигова Олегу; письмо к Олегу Святославичу в связи с убийством младшего сына Мономаха Изяслава и проч.).

Православная церковь как третейский судья в княжеских распрях. Игумен Феодосий в междуусобице князей со старшим братом, киевским князем Изяславом. Дальнейшее отношение игумена к победителю, силой занявшему киевский княжеский стол.

7. «Житие Феодосия Печерского» как образцовое произведение агиографического жанра литературы домонгольской Руси.

Биография и агиобиография: в чем их качественные различия. Средневековые жития и античная традиция. Жития как словесная икона: типологическое сходство в их структуре. Иерархическая типология житий святых: мученические (мартирии), исповеднические, преподобнические, святительские, Христа ради юродивых. Пролог и Четьи-Минеи.

«Житие Феодосия Печерского» - пример преподобнического жития. Феодосий как типичный герой произведения в духе монументального историзма. Быт и нравы Киево-Печерского монастыря в этом произведении.

Роль жанра жития в нравственной жизни россиян и дальнейшем развитии отечественной литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: