Своеобразие русской средневековой литературы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА И КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Хронологические рамки и территориальные границы ее распространения. Предпосылки возникновения и место в средневековой культуре. Взаимодействие с национальным фольклором. Взаимодействие с другими средневековыми культурами. Среда бытования и способ распространения письменных произведений. Отношение к вымыслу.
2. Летописание как литературный жанр. «Повесть временных лет» Нестора как образцовое произведение этого жанра. Стиль монументального историзма в летописи.
История возникновения начального русского летописания (гипотезы А.А.Шахматова, Д.С.Лихачева, Б.А.Рыбакова). Принцип изложения материала. Стремление включить национальную историю в «мировой» исторический процесс. Ансамблевый характер летописи (летописный свод). Тенденциозность летописания. Новый принцип изображения человека в рамках стиля монументального историзма. Литературный этикет в летописи.
3. Народнопоэтическое творчество как составная часть в реализации замысла автора «Повести временных лет». Особенности эпического стиля в летописи.
Концептуальные задачи «Повести временных лет». Причины обращения средневековых историков к фольклорным произведениям. Разнообразие фольклорных жанров, используемых летописцами. Характерные принципы изображения героев эпических сказаний.
Судьбоносное решение кн.Владимира о выборе веры, степень обоснованности этого выбора (986 – 988). Что мы приобрели и что потеряли, сделав православие государственной религией. Роль Византии, других православных государств и народов в приобщении Руси к христианству. Связь основных идей «Слова о Законе и Благодати» Иллариона со стратегическими акциями Ярослава Мудрого. Политический смысл включения легенды об Андрее Первозванном в «Повесть временных лет».
5. Примеры проявления общинно-родовой этики и христианской морали в «Повести временных лет». Образы язычников и христиан в этом произведении.
Моральные нормы дохристианской и христианской Руси в изображении отечественного фольклора и древнерусской литературы. Верность нравственным обязательствам в домонгольской Руси по отношению к единоплеменникам, иноплеменникам, иноверцам и т.д. Олег и полянские князья Оскольд и Дир (882). Игорь Старый и древляне (945). Месть княгини Ольги древлянам как пример варварской этики, основанной на противопоставлении «своих» «чужим» (945-946).
Женолюбие князя Владимира Святославича как символическая демонстрация его продуцирующей силы лидера. Князь и его дружина (944, 955, 964, 996). Варварский прагматизм Владимира в решении внутриполитических проблем и реакция на это его соплеменников (980). Реакция современников и потомков на политическое преступление Святополка Окаянного. Летописец и Священное писание об ответственности государя за нравственный климат в своей стране.
6. «Первые времена усобиц» в изображении русских летописей, агиографических произведений и «Слова о полку Игореве».
«Повесть временных лет» об убийстве Бориса и Глеба (1015). Борис как носитель новых нравственных принципов в отношениях между вассалом и его сюзереном. Отношение дружины Бориса к его решению. Причины преступного замысла Святополка. Летописец и Священное писание об ответственности главы государства за нравственное состояние подданных.
Внутренние распри русских князей, объективные причины их возникновения и участие в усобицах кочевников (1093 – 1094). «Слово о полку Игореве» об инициаторе использования половцев в княжеских разборках («Тот ведь Олег мечом крамолу ковал…» и проч.).
«Повесть об ослеплении Василька Теребовльского». Княжеский съезд в Любече (1097). Нарушение крестоцелования Святополком и Давыдом. Ослепление Василька и его месть преступникам. Отношение летописца к мести ослепленного князя.
Владимир Мономах и его попытки прекратить княжеские междуусобия («Поучение…»: рассказ о добровольной сдаче Чернигова Олегу; письмо к Олегу Святославичу в связи с убийством младшего сына Мономаха Изяслава и проч.).
Православная церковь как третейский судья в княжеских распрях. Игумен Феодосий в междуусобице князей со старшим братом, киевским князем Изяславом. Дальнейшее отношение игумена к победителю, силой занявшему киевский княжеский стол.
7. «Житие Феодосия Печерского» как образцовое произведение агиографического жанра литературы домонгольской Руси.
Биография и агиобиография: в чем их качественные различия. Средневековые жития и античная традиция. Жития как словесная икона: типологическое сходство в их структуре. Иерархическая типология житий святых: мученические (мартирии), исповеднические, преподобнические, святительские, Христа ради юродивых. Пролог и Четьи-Минеи.
«Житие Феодосия Печерского» - пример преподобнического жития. Феодосий как типичный герой произведения в духе монументального историзма. Быт и нравы Киево-Печерского монастыря в этом произведении.
Роль жанра жития в нравственной жизни россиян и дальнейшем развитии отечественной литературы.