double arrow

Апокрифы и патерики


Источники происхождения и причины интереса к апокрифам. Наиболее ранние свидетельства знакомства древнерусских книжников с индексом запрещенных книг. «Отреченные» книги в их взаимодействии с каноническими библейскими текстами. Апокрифы и ереси. Апокрифы и фольклор. Жанры апокрифов.

«Сказание, как сотворил Бог Адама». Человек как микрокосмос. Отражение в этом ветхозаветном апокрифе «богомильской ереси». Использование символики чисел.

«Хождение Богодицы по мукам» - соединениезанимательности с богословско-философскими вопросами о судьбе человека после смерти, о действительности «неизреченного человеколюбия» Бога.

Патерик – сборник рассказов о непрекращающейся даже в монастыре борьбе сил добра и зла. Рассказы о достойных удивления и подражания поступках не только подвижников, но и мирян. Безыскустный язык патериковых рассказов, их менее выраженная в сравнении с житиями заформализованность.

Киево-Печерский патерик – «прелесть простоты и вымысла» по определению А.С.Пушкина. Епископ Владимирский Симон и Поликарп как авторы патерика (Послание… Симона к Поликарпу, иноку Печерскому). «О святом Онисифоре и одном недостойном иноке» как апология Киево-Печерской обители. «О Святоше, князе Черниговском» – пример пренебрежения преходящими благами жизни земной ради непреходящих ценностей жизни вечной. «О двух враждовавших между собою братьях, Тите попе и Евагрии дьяконе»: о спасительности прощения и пагубности злопамятства. «О святом и блаженном Агапите, безмездном враче»: вера выше знания. «О блаженном Моисее Угрине», брате Георгия, любимца святого князя Бориса – романтическая история о юноше, панически боявшемся женских ласк. «О Спиридоне Просфорники и об Алимпии Иконописце» – о целительной силе искусства и божественном даре таланта.

9. «Слово о полку Игореве». Историческая основа памятника и его судьба.

Две версии, объясняющие поход Игоря Новгород-Северского в союзе с Всеволодом Трубчевским, Владимиром Путивльским и Святославом Ольговичем Рыльским против половцев. Последствия похода для русской земли, оценка данная поступку Игоря в «Слове». Центральные идеи этого средневекового памятника.

Где, когда и кем было обнаружено это произведение? Характеристика рукописи, в составе которой находилось «Слово». Как оценили находку «Слова» современники (М.М.Херасков, Н.М.Карамзин, императрица Екатерина II)? Есть ли убедительные свидетельства о знакомстве со «Словом» средневековых читателей (приписка к псковскому «Апостолу» 1307 г., «Задонщина»)? Кто и почему сомневается в подлинности «Слова о полку Игореве»?

10. Понятие «свой» – «чужой» в системе нравственно-эстетических ценностей «Слова о полку Игореве». Поэтический язык этого произведения.

Образы Русской земли и половецкой степи. Русские и половцы как «единство противоположностей», как неизбежная борьба «света» и «тьмы», символических образов, широко представленных в поэтической система «Слова»..

Архетип «молодец на чужой земле» и его мастерское использование Автором «Слова» в системе аргументов, призванных наряду с прямыми призывами побудить князей «вступить в золотое стремя за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святславича».

Фольклорное и книжное начала, христианские и языческие образы в «Слове». Особая роль природы в произведении.

Ритмичность «Слова».

11. «Слово о полку Игореве». Образы Бояна и Автора. Проблемы жанра, композиции и стиля этого произведения.

Что объединяет, а что различает двух поэтов? В чем суть полемики между ними? Почему Автор «Слова» никак не может определиться с жанровой характеристикой своего произведения? Какая часть поэмы наиболее соответствует жанровой характеристики «слова», то есть ораторского обращения ? Как вокруг этого центрального ядра выстраиваются другие части поэмы ? Какие части «Слова» составляют его внешнее обрамление ? В чем идейно-эстетическая функция этих обрамляющих частей.

Почему именно «Слово о полку Игореве» мы с наибольшим правом можем назвать жемчужиной отечественной словесности и выдающимся произведением русской литературы ?

Какие гипотезы об имени автора «Слова о полку Игореве» вам известны и кажутся наиболее убедительными? Почему?

12. Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве» и «Слове о погибели Русской земли.

Два «Слова», два принципиально различных описания Русской земли. Почему? На основании каких признаков мы датируем время написания двух этих произведений. Что общего в их жанровой природе и композиции.

13. Татаро-монгольское нашествие и осмысление его последствий в «Повести о битве на реке Калке» и «Повести о разорении Рязани Батыем».

Приход татар на Русь: как восприняли его наши предки? Какой след татарское нашествие оставило в русском фольклоре? Чем и почему закончилась битва на реке Калке?

В чем жанровая специфика «Повести о разорении Рязани», какова ее композиция? Какими предстают в «Повести» русские князья и дружинники? Назовите ключевой образ, объединяющий все произведение: в чем его смысл и каково происхождение? Какова основная эмоциональная тональность повести, и в чем состоит идейно-психологический смысл заключительной части?

14. Образ полководца в «Житии Александра Невского».

Когда был канонизирован Александр Ярославич? Какие факты биографии князя отбирает агиограф для своего произведения? Чем он руководствуется? Каков литературный портрет Александра? Как трансформируются в житии полководца обязательные элементы агиографического произведения? В чем проявляют здесь себя традиции воинских повестей? Зачем нужны биографические подробности в изображении шести мужей, прославивших себя в битве на Неве?

15. «Задонщина» как памятник русского Предвозрождения.

Какое историческое событие легло в основание сюжета «Задонщины»? В каких еще произведениях описывается это событие? Чем «Задонщина» принципиально отличается от них? В чем основная идея «Задонщины»? В каком отношении «Задонщина» находится со «Словом о полку Игореве» ? Автор «Задонщины» – бесчестный плагиатор или талантливый интерпретатор? (Обязательно обоснуйте свой ответ). Охарактеризуйте стиль «Задонщины» в сравнении со «Словом», ее связь с традициями устного народного творчества, а также церковно-религиозной символикой и терминологией. «Задонщина» и скептики.


Сейчас читают про: