Социальный уровень, ранг индивидуума – интегральная характеристика тех свойств, которые оценивают, имеют, или стремятся иметь другие индивидуумы (члены какой-либо социальной группы, или стремящиеся попасть в нее).
Образование, занятия, владения, или собственность, источник дохода влияют на социальное положение. Социальное положение меняется от низшего класса до высшего. Низший класс – класс с низким уровнем или отсутствием социально - экономических характеристик, желаемых обществом. Высший класс – класс, обладающий многими характеристиками социально – экономического профиля, рассматриваемыми обществом как желаемые и значимые для высокого статуса.
Уникальное поведение
- Предпочтения
- Покупки
- Потребление
- Коммуникации
| |
Социальное положение
- Высший класс
- Средний класс
- Рабочий класс
- Низший класс
| |
Социально – экономические факторы
- Занятие
- Образование
- Собственность
- Доход
| |
Рис. 1. Взаимосвязь социального положения и поведения
Индивидуумы с различным социальным положением склонны вести различный образ жизни. У них – различный жизненный стиль, т. е. характер использования жизненных ресурсов: временных, финансовых, материальных, интеллектуальных и прочих. С ростом значения жизненного стиля для сегментации развитых рынков социально – классовая система определяется как иерархическое разделение общества на относительно различные и гомогенные группы по критериям отношений, ценностей и жизненных стилей.
При этом использование концепции социального класса в разработке маркетинговых программ является специфическим и часто ситуационно.
Важно понимать, когда социальный класс является значимым фактором потребительского поведения, а когда – нет. Поскольку потребление, к примеру, молока, хлеба, овощей и других основных продуктов в подавляющем большинстве случаев не зависит от принадлежности к тому или иному классу.