Каналы распределения – совокупность фирм, отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар, услугу на их пути от производителя к потребителю.
Существует 3 основных метода сбыта:
1. прямой или непосредственный, когда производитель продукции вступает в непосредственные отношения с ее потребителями и не прибегает к услугам независимых посредников;
2. косвенный, когда для организации сбыта своих товаров производитель прибегает к услугам различного типа независимых посредников;
3. комбинированный или смешанный, когда в качестве посреднического звена используются организации со смешанным капиталом, включающим как средства фирмы-производителя, так и другой независимой компании.
Большинство производителей предлагают свои товары рынку через посредников. Каждый из них стремится сформировать собственный канал распределения. Зачем нужны посредники? Ведь это означает, что производитель в какой-то мере теряет контроль над тем, как и кому продают товар. И, тем не менее, многие производители считают, что использование посредников приносит им определенные выгоды. У производителей не всегда хватает финансовых ресурсов для осуществления прямого маркетинга. Исследования, проведенные за рубежом, показывают, что посредническое звено в сбытовой деятельности фирмы в большинстве случаев повышает эффективность сбытовых операций, так как высокий профессионализм посредника в сбытовой и коммерческой сферах позволяет ускорить окупаемость затрат и оборачиваемость средств за счет крупномасштабных, универсальных и специализированных операций, создает удобства для конечных покупателей, экономит средства и время на меньшем числе деловых отношений.
Важным вопросом является определение числа уровней канала, т.е. числа участников сбыта или посредников по всей сбытовой цепочке.
Длина канала – это число независимых участников.
Каналы распределения можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней.
Уровень канала распределения – это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и право собственности на него к конечному покупателю.
Поскольку определенную работу выполняет и сам производитель и конечный покупатель, они тоже входят в состав любого канала. Протяженность канала обозначено по числу имеющихся в нем промежуточных звеньев.
Различают:
· канал нулевого уровня;
· одноуровневый канал;
· двухуровневый канал;
· трехуровневый канал.
Канал нулевого уровня | Производитель | Потребитель | |||||||||||||||
Одноуровневый канал | Производитель | Розничный торговец | Потребитель | ||||||||||||||
Двухуровневый канал | Производитель | Оптовый торговец | Розничный торговец | Потребитель | |||||||||||||
Рис. 2. Уровни каналов распределения
В канал нулевого уровня (называемый также каналом прямого маркетинга) входит производитель, продающий товар непосредственно потребителям. Три основных способа прямой продажи:
· торговля вразнос;
· посылочная торговля;
· торговля через принадлежащие производителю магазины.
Одноуровневый канал – имеет одного посредника. На потребительских рынках этим посредником обычно бывает розничный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения – могут быть агент по сбыту или брокер.
Двухуровневый канал включает в себя двух посредников – на потребительских рынках таким посредником обычно становятся оптовый и розничный торговцы, а на рынках товаров промышленного назначения – это могут быть промышленный дистрибьютор и дилеры.
Трехуровневый канал включает в себя трех посредников. Например, в мясоперерабатывающей промышленности между оптовыми и розничными торговцами обычно стоит мелкий оптовик. Мелкие оптовики покупают товары у крупных оптовых торговцев и перепродают их небольшим предприятиям розничной торговли, которые крупные оптовики, как правило, не обслуживают.
С точки зрения производителей, чем больше уровней имеет канал распределения, тем меньше возможностей контролировать его.
В системе маркетинга каналы распределения выполняют разнообразные функции:
· распределение и сбыт произведенной продукции;
· закупку требуемых для производственного процесса сырья и материалов;
· маркетинговые исследования, в частности рынков и запросов потребителей, а также сбор соответствующей информации;
· установление непосредственных контактов с потребителями и конечными покупателями товаров, ведение переговоров;
· коммерческую работу по подготовке и заключению контрактов купли-продажи и контролю за их качественным исполнением;
· осуществление стимулирующей политики продвижения товара к потребителю, рекламных мероприятий, продаж, выставочной работы;
· участие и помощь в планировании товарного ассортимента;
· принятие на себя рисков торговых сделок;
· участие в формировании цены на реализуемые изделия;
· финансирование издержек по функционированию канала товародвижения;
· работу по обслуживанию проданных товаров;
· организацию товародвижения, включающую транспортировку, складирование и хранение, сортировку, подборку, фасовку товаров.