Методы сбора маркетинговой информации

Система маркетинговой информации


Рисунок 3.3 - Модель маркетинговой информационной системы (по Голубкову Е.П.)

По характеру используемой информации, способам ее получения, техники проведения исследований, все методы можно подразделить на четыре основные группы:

1. Кабинетные методы – осуществляются на основе анализа вторичной информации, т. е. официальных печатных источников информации (статистические сборники). Они используются для определения доступности рынка, стоимости перевозок, выбора транспортных средств, определения возможной емкости рынка и т. д.

2. Полевые методы – изучение рынка на месте. Предполагают сбор первичной информации (покупатель-потребитель), информация собирается путем опроса, наблюдения, эксперимента и имитации.

1) опрос – осуществляется с помощью заполнения опросных листов или анкетирования (анкета-опросник);

2) наблюдение – сбор информации о покупателях при покупке;

3) эксперимент – предполагает наличие двух групп исследований пробных и контрольных.

4) имитация – моделирование ситуации с использование факторов маркетинговой деятельности.

Анкетирование.

Опросы могут быть сплошными и выборочными:

1. сплошные опросы требуют много затрат времени и денег, их применяют крайне редко.

2. выборочные опросы – «панель». «Панель» - постоянно функционирующая выборочная совокупность семей регулярно предоставляющих за особую плату подробную маркетинговую информацию по программе разработанной маркетинговой службой фирмы.

Для опроса с целью получения достоверной информации необходимо рассчитывать выборку (n):

 
 

t * α * N

 
 
 
n =, (7)

t * α +Δ *N

N - генеральная совокупность (число единиц в генеральной совокупности).

t – коэффициент доверия, зависит от вероятности совершить ошибку.

α- дисперсия изучаемого признака определяется по аналогам или на основе эксперимента.

Δ - предельная ошибка выборки.

Анкета – опросник, на который отвечает респондент (опрашиваемый).

При составлении анкеты необходимо учитывать следующее:

1. анкета должна иметь введение (цель опроса и сведения об организации, которая проводит опрос);

2. перечень вопросов;

3. сведения об опрашиваемых (пол, возраст, доход).

Вопросы анкеты классифицируют:

- по степени свободы:

1) открытые (нет вариантов ответа);

2) закрытые (есть варианты ответа);

3) полузакрытые (список вариантов ответов на вопрос обычно завершается версией «другой вариант», «что-то ещё»).

- по форме вопросов:

1) о фактах и действиях;

2) о мнениях и намерениях.

3. Методы пробных продаж – используются в тех случаях, когда отсутствуют сведения о рынке, а фирма не имеет возможности для его всестороннего изучения. При пробных продажах фирма идет на определенный риск, так как может понести убытки, но в случае признания товаров убытки покрываются. Фирма реализует товар и, кроме того, получает огромную прибыль.

4. Метод личных деловых контактов – поддержание личных контактов во время встреч деловых людей на ярмарках, выставках и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: