Система маркетинговой информации
Рисунок 3.3 - Модель маркетинговой информационной системы (по Голубкову Е.П.)
По характеру используемой информации, способам ее получения, техники проведения исследований, все методы можно подразделить на четыре основные группы:
1. Кабинетные методы – осуществляются на основе анализа вторичной информации, т. е. официальных печатных источников информации (статистические сборники). Они используются для определения доступности рынка, стоимости перевозок, выбора транспортных средств, определения возможной емкости рынка и т. д.
2. Полевые методы – изучение рынка на месте. Предполагают сбор первичной информации (покупатель-потребитель), информация собирается путем опроса, наблюдения, эксперимента и имитации.
1) опрос – осуществляется с помощью заполнения опросных листов или анкетирования (анкета-опросник);
2) наблюдение – сбор информации о покупателях при покупке;
3) эксперимент – предполагает наличие двух групп исследований пробных и контрольных.
4) имитация – моделирование ситуации с использование факторов маркетинговой деятельности.
Анкетирование.
Опросы могут быть сплошными и выборочными:
1. сплошные опросы требуют много затрат времени и денег, их применяют крайне редко.
2. выборочные опросы – «панель». «Панель» - постоянно функционирующая выборочная совокупность семей регулярно предоставляющих за особую плату подробную маркетинговую информацию по программе разработанной маркетинговой службой фирмы.
Для опроса с целью получения достоверной информации необходимо рассчитывать выборку (n):
t * α * N
t * α +Δ *N
N - генеральная совокупность (число единиц в генеральной совокупности).
t – коэффициент доверия, зависит от вероятности совершить ошибку.
α- дисперсия изучаемого признака определяется по аналогам или на основе эксперимента.
Δ - предельная ошибка выборки.
Анкета – опросник, на который отвечает респондент (опрашиваемый).
При составлении анкеты необходимо учитывать следующее:
1. анкета должна иметь введение (цель опроса и сведения об организации, которая проводит опрос);
2. перечень вопросов;
3. сведения об опрашиваемых (пол, возраст, доход).
Вопросы анкеты классифицируют:
- по степени свободы:
1) открытые (нет вариантов ответа);
2) закрытые (есть варианты ответа);
3) полузакрытые (список вариантов ответов на вопрос обычно завершается версией «другой вариант», «что-то ещё»).
- по форме вопросов:
1) о фактах и действиях;
2) о мнениях и намерениях.
3. Методы пробных продаж – используются в тех случаях, когда отсутствуют сведения о рынке, а фирма не имеет возможности для его всестороннего изучения. При пробных продажах фирма идет на определенный риск, так как может понести убытки, но в случае признания товаров убытки покрываются. Фирма реализует товар и, кроме того, получает огромную прибыль.
4. Метод личных деловых контактов – поддержание личных контактов во время встреч деловых людей на ярмарках, выставках и т.д.