Факторы оценки конкурентоспособности

Факторы оценки привлекательности позиции фирмы

Факторы привлекательности рынка и характеристики конкурентного положения бизнеса

Матрица Мак-Кинси

  Конкурентные преимущества
Высокие Средние Низкие
Привлекательность рынка Высокая Победитель 1. Инвестиции и рост Победитель 2. Инвестиции и рост Зарабатывать и защищаться (Проблемный бизнес)
  Средняя Победитель 3. Инвестирование и рост Зарабатывать и защищаться (проблем­ный бизнес) Проигравший 1. «Снимать урожай и уходить с рынка
  Низкая Зарабатывать и защищаться (проблемный бизнес) Проигравший 2. «Снимать урожай» и уходить с рынка Проигравший 3. «Снимать урожай> и уходить с рынка
Привлекательность рынка Конкурентное положение СХЕ
Характеристики рынка (отрасли)
Размер рынка Доля продаж, принадлежащая фирме
Темпы роста рынка (за последние 10 лет) Темпы роста СХЕ
Географические преимущества Конкурентоспособность фирмы
Динамика цен, чувствительность покупателей к ценам Широта продуктового ассортимента
Размеры ключевых сегментов Эффективность системы маркетинга
Динамика продаж  
Важность экспорта  
Другие возможности и угрозы  
Факторы конкуренции
Острота конкуренции Относительная доля рынка (в сравнении с тремя главными конкурентами)
Тенденции изменения числа конкурентов
Преимущества лидеров отрасли Потенциал фирмы
Чувствительность к товарам-заменителям
Финансово-экономические факторы
Входные и выходные барьеры Степень использования мощностей
Уровень загрузки производственных мощностей Уровень рентабельности
Отраслевая рентабельность Технологическое развитие
Структура отраслевых затрат Структура затрат
Социально-психологические факторы
Социальная среда Корпоративная культура
Правовые ограничения Эффективность работников
  Имидж
Критерии Оценка привлекательности
Низкая Средняя Высокая
Темп роста Менее 5% 5-10% Более 10%
Длительность ЖЦ Менее 2 лет 2-5 лет Более 5 лет
Конкуренция Структурированная олигополия Неструктурированная конкуренция Распыленная конкуренция  
Возможности ценовой конкуренции Товар стандартизирован Товар слабо дифференцирован Товар сильно диверсифицирован
Концентрация конкурентов Более 2000 2000-200 Менее 200
Критерии     Относительная доля рынка Оценка конкурентоспособности
Менее 1/3 лидера Более'/3 лидера Лидер
Издержки Выше прямого конкурента Равны прямому конку­ренту Ниже прямого конку­рента
Отличительные свойства Стандартизованный товар Слабо дифференциро­ванный товар Уникальный товар
Метод продаж Посредник не контролирует Посредник контролирует Прямые поставки
Степень освоенности техно­логии С трудом Частично Полностью
Имидж Нет Растет Высокий

В матрице БКГ выделяются три области - победителей, проигравших и средняя.

Победитель 1. Область характеризуется высшей степенью привлекательности рынка и значительными преимуществами фирмы на нем, что делает ее лидером. Стратегия при этом нацеливается на защиту позиции с помощью дополнительных инвестиций.

Победитель 2. Область характеризуется также высшей степенью привлекательности, но при средних конкурентных преимуществах. Компания уже не занимает лидирующих позиций, хотя и находится вблизи от них. Ее стратегическая задача состоит в извлечении максимальных выгод из своих сильных сторон и укреплении слабых, повышении конкурентоспособности.

Победитель 3. Область характеризуется средней привлекательностью рынка, но лидирующими позициями, которые фирма занимает на нем. Для такой компании необходимо определить и развивать наиболее привлекательные рыночные сегменты.

Проигравший 1. Область характеризуется средней привлекательностью рынка и низким уровнем конкурентных преимуществ. В этом случае стратегия фирмы должна заключаться в том, чтобы улучшить положение дел и повысить прибыльность, а если не удается, покинуть рынок.

Проигравший 2. Область характеризуется низкой привлекательностью рынка и средним уровнем конкурентных преимуществ. Компания не является лидером, но представляет серьезную угрозу для других. Ей целесообразно концентрировать усилия на развитии бизнеса в наиболее перспективных направлениях, но если конкуренты предлагают его выкупить - согласиться.

Проигравший 3. Область характеризуется низкой привлекательностью и слабыми конкурентными преимуществами. Здесь фирме целесообразно воздерживаться от активных действий и искать пути выхода из бизнеса.

Виды бизнеса, попадающие в средние позиции, считаются проблемными. Они трудно интерпретируются, так как высокая оценка одного параметра может сочетаться с низкой оценкой другого:

· если бизнес обладает неясными перспективами (что связано со слабыми конкурентными преимуществами), развитие направляется либо на усиление преимуществ, либо концентрируется на одном сегменте (при неудаче он ликвидируется);

· если бизнес обладает средними позициями по всем параметрам, рекомендуется выборочное инвестирование в наиболее прибыльные и наименее рискованные предприятия;

· если бизнес непривлекателен, но конкурентные преимущества фирмы значительны, инвестиции осуществляются в наиболее привлекательные сферы для получения краткосрочного эффекта.

Т. Нейлор предложил несколько иные варианты стратегий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: