Изменения, происходящие в конъюнктуре мировых товарных рынков, в конечном итоге проявляются в изменениях цен на конкретные товары. По своему наиболее общему и традиционному определению цена выступает как образовавшаяся в результате действия множества факторов денежная сумма, которую намерен получить продавец, реализуя свой товар, и которую готов заплатить за данный товар покупатель. При этом реальная цена, как следует из постулатов и графических схем экономической теории, является «точкой пересечения» кривых спроса и предложения.
Как и во внутренней торговле, цены в международной торговле зависят от конкретной рыночной ситуации (соотношения спроса и предложения), однако здесь взаимодействует более широкий круг участников (субъектов рыночных отношений), влияющих на конъюнктуру и соответственно на изменение цен. Следует подчеркнуть, что цены в международной торговле – это более многофакторное понятие, чем цены во внутренней торговле.
В связи с этим проанализируем основные ценообразующие факторы в международной торговле:
• общеэкономические;
• конкретно-экономические;
• специфические;
• специальные;
• внеэкономические.
Общеэкономические факторы – ценообразующие факторы, действующие независимо от вида конкретной продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К такого рода факторам можно отнести: прохождение соответствующих фаз экономического цикла (кризис, депрессия, оживление, подъем); соотношение совокупных спроса и предложения; динамику инфляции и т.д.
Конкретно-экономические – ценообразующиие факторы, определяемые особенностями данной конкретной продукции (данного товара), условиями ее производства и реализации. К ним можно отнести: соотношение спроса и предложения на данный товар; изменения в издержках производства и обращения данного товара; налоги и различные сборы, связанные с данной продукцией (товаром); изменения в потребительских свойствах данного товара (качество, надежность, внешний вид, престижность и т.д.).
Специфические – ценообразующие факторы, действующие только в отношении некоторых (отдельных) видов товаров. К ним можно отнести: сезонность в производстве и реализации отдельных товаров (например, зимняя и летняя одежда или обувь); обязательную комплектность поставок отдельных товаров (это особенно относится к машинно-технической продукции); гарантии и условия послепродажного обслуживания и т.д.
Несколько особо по отношению к первым трем группам стоят четвертая и пятая группы ценообразующих факторов (специальные и внеэкономические), относящихся не ко всем товарам, а к отдельным специфическим товарам.
Специальные ценообразующие факторы – факторы, связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов. Это касается, прежде всего, форм деятельности государства в области внешнеэкономических связей. К ним можно, в частности, отнести формы государственного регулирования в своей собственной стране, а также формы государственного регулирования за рубежом (в странах, фирмы которых выступают в качестве партнеров по внешнеэкономическим сделкам и на рынках которых реализуются экспортируемые из данной страны товары).
Внеэкономические – политические, военные, социальные факторы, прямо не относящиеся к экономике, однако оказывающие вполне определенное воздействие на динамику цен в сфере международной торговли (например, стремясь политически поддержать Республику Куба в 60–70-е гг., СССР покупал кубинский сахар по ценам более высоким, чем этот товар можно был приобрести в некоторых других странах; войны в Персидском заливе и Ираке отразились на ценах на нефть и т.д.).
В реальной практике вся эта совокупность динамично меняющихся и взаимодействующих между собой факторов оказывает итоговое комплексное воздействие на цены международной торговли.