Конъюнктурообразующие факторы

КОНЪЮНКТУРА МИРОВОГО РЫНКА И ОСНОВНЫЕ

Одной из основных характеристик мирового рынка является его конъюнктура. В широком смысле под конъюнктурой понимается конкретное состояние (ситуация) на данном рынке в определенных временных, географических и иных рамках, складывающееся под воздействием совокупности целого ряда факторов (конъюнктурообразующих факторов).

Всестороннее исследование конъюнктуры рынка является важной проблемой экономической теории и практики.

При этом в исследовании конъюнктуры на разных уровнях различают:

1) общеэкономическую конъюнктуру (положение в мировом хозяйстве в целом, в регионе (группе стран), в экономике отдельных стран);

2) конъюнктуру отдельных сегментов мирового рынка и отраслевую конъюнктуру;

З) конъюнктуру рынков отдельных товаров и услуг. В реальной практике эти уровни конъюнктуры взаимосвязаны.

С точки зрения временных критериев выделяют:

– текущую конъюнктуру;

– кратко- и среднесрочную конъюнктуру;

– долгосрочную конъюнктуру.

Конъюнктура мирового рынка постоянно изменяется под воздействием широкой совокупности конъюнктурообразующих факторов (экономических, научно-технических, политических, социальных, природных и др.).

К экономическим конъюнктурообразующим факторам относятся:

– инфляционные процессы;

– уровень процентных ставок банков по кредитам;

– величина дефицита государственного бюджета;

– внутренний инвестиционный спрос;

– состояние платежного баланса страны;

– величина внешней задолженности страны;

– колебания обменных курсов валют и др.

Научно-технические факторы определяются развитием НТП в различных отраслях и подразумевают внедрение новых материалов, технологий, изобретений и усовершенствований, которые делают одни отрасли растущими и развивающимися (электроника, фармацевтика, автомобилестроение и др.), а другие – затухающими ().

К политическим факторам можно отнести:

– войны (локальные и региональные);

– террористические акты;

– государственные перевороты;

– политическая нестабильность в мире, регионе, стране и др.

К социальным факторам можно отнести:

– структуру населения;

– уровень доходов населения;

– предпочтения в спросе, вызванные религиозными, историческими или традиционными причинами и устоями;

– уровень занятости населения и др.

Природные факторы особенно влияют на конъюнктуру рынков сельскохозяйственной продукции (стихийные бедствия, экологические катастрофы, эпидемии среди сельскохозяйственных животных и др.).

Важнейшими конъюнктурообразующими факторами так же являются:

циклический характер самой рыночной экономики и, как следствие этого, всего мирового хозяйства (с сохранением всех фаз экономического цикла);

государственное вмешательство в экономику (государство использует доступные экономические рычаги и инструменты для вывода экономики из кризисных ситуаций, стимулирования развития перспективных отраслей, регулирования внешней торговли, стимулирования НТП и др.);

степень монополизации рынка (на мировом рынке конкуренция более острая, так как участниками ее являются ТНК). Чем выше степень монополизации рынка тем больше искусственное воздействие на него со стороны монополистических и олигополистических объединений).

Все вышеперечисленные факторы подразделяются на:

а) постоянные и переменные;

б) циклические и нециклические;

в) стимулирующие развитие рынка и сдерживающие его;

г) по срокам действия на: кратко-, средне- и долгосрочные.

Конъюнктурные колебания, как сказано выше, в значительной степени связаны с циклическим характером развития экономики. При этом действуют длинные циклы («волны») конъюнктуры (так называемые «циклы Кондратьева» – по имени известного отечественного исследователя этих проблем Н.Д. Кондратьева (1892–1938)). В основе этих длинных циклов (волн) конъюнктуры лежат крупные научно-технические открытия, связанные с появлением принципиально новых продуктов (товаров), порождающих на весьма длительный период (25–30 лет) «волны» конъюнктуры до исчерпания основных научно-технических преимуществ данного продукта.

Помимо циклических факторов действуют постоянные и переменные нециклические факторы. К постоянно действующим нециклическим факторам можно отнести, например, регулирование экономики государством, а также воздействие на конъюнктуру со стороны ведущих монополистических объединений, ТНК, политические факторы, которые могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на конъюнктуру рынка.

Вместе с тем, постоянно действующие конъюнктурообразующие нециклические факторы имеют свою собственную (хотя и нередко скрытую) цикличность. Так, например, даже в производстве и реализации такого специфического вида продукции как вооружение есть своя собственная циклич­ность, связанная с переходом от одних поколений вооружений к другим.

Непрерывным считается НТП, однако на практике в появлении крупных научно-технических достижений есть свои логика и цикличность, когда накопление научных знаний приводит на определенном этапе к качественному сдвигу, скачку в той или иной области науч­но-технического развития. Это неизбежно порождает новые «вол­ны» в развитии производства и, естественно, оказывает значи­тельное воздействие на конъюнктуру рынка. По существу, цик­лическим фактором является и имеющая место в ряде отраслей сезонность производства и потребления (сельское хозяйство, сезонность в одежде, обуви и т.д.).

В начале XXI в. существенное значение в исследовании конъ­юнктуры мирового рынка имеет анализ тенденций, которые ре­ализуются в так называемой теневой экономике, т.е. в эконо­мике, хозяйственная деятельность в которой либо не регистри­руется, либо скрывается от государственного наблюдения. При этом в теневой экономике может скрываться как законная дея­тельность по производству товаров в домашних хозяйствах (ими же в определенной степени и потребляемых), не подлежащая офи­циальному регистрированию и налогообложению (примером такого рода является производство сельскохозяйственной продукции на личном участке). Это – так называемая «неофициальная» экономика».

Однако есть и незаконная деятельность, в сокрытии которой хозяйствующие субъекты могут быть заинтересованы по следу­ющим причинам:

- эта деятельность может быть насильственно прекращена государством (продажа наркотиков, нелегальная продажа оружия, проституция и др.);

- участвующие в такого рода деятельности субъекты хотели бы уйти от уплаты налогов, акцизов, таможенных сборов (при контрабанде продукции) и других официальных платежей.

По имеющимся оценкам на рубеже XX–XXI вв. в развитых странах теневая экономика была эквивалентна 12–15 % ВНП, в странах с переходной экономикой – 23, а в развивающихся странах – 33 % ВНП. Среди промышленно развитых стран не­легальный бизнес был наиболее развит в Италии, Испании и Бель­гии (23-28 % ВНП), наименее развита была теневая экономика в Швейцарии, Японии и США – около 10 % ВНП. В России те­невая экономика оценивалась Госкомстатом России в этот пе­риод в 30 %.

По отдельным развивающимся странам имеются по оценкам экспертов более внушительные показатели удельного веса теневой экономики. Так, в Нигерии, например, они приближались к 80 % ВНП, у Египта и Таиланда эти показатели составляли около 70 %. Фактически «черной дырой» мировой экономики была к концу XX в. Албания, в которой процветала нелегальная торговля нар­котиками и оружием. При среднегодовом доходе на душу насе­ления в 70 долл. на три с небольшим миллиона граждан этой страны приходилось 500 тыс. автомобилей (еще в 1990 г. их было всего 5 тыс.), 60 % от общего числа которых были «мерседесы», а 9 из 10 автомобилей были угнаны из стран Западной Европы.

Таким образом, теневая экономика является неучтенным (или неполностью учтенным) сегментом глобализирующейся мировой экономики (и сама по себе фактически стала глобальным явле­нием и соответственно глобальной проблемой современного мира). Очевидно, что это обстоятельство необходимо в макси­мальной степени учитывать при исследовании конъюнктуры современного мирового рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: