Конъюнктуры мирового рынка

ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

По характеру используемой информации, способам ее получения, технике проведения исследований конъюнктуры рынков методы таких исследований могут быть различными (с учетом специфики конкретных видов товаров и рынков): «ка­бинетные исследования» (проводимые аналитиками на основе изу­чения соответствующих источников информации) и изучение рынка «на месте». Несмотря на то, что эти последние методы отно­сительно дорогостоящи, они позволяют более эффективно и все­сторонне изучать конкретный рынок в его реальном состоянии (максимально учитывая, например, специфику интересов потре­бителей конкретных стран). Использование подобных методов нередко дает возможность устанавливать и личные контакты с представителями фирм-контрагентов (покупателей). Зачастую ис­пользуются и методы пробных продаж. Они эффективны в тех случаях, когда отсутствуют необходимые сведения о рынке и у фирм-продавцов нет достаточного времени для его полного и всесто­роннего изучения, а также в ситуации реализации новых для данного рынка товаров.

Существенное значение при этом приобретают методы прогнозирования конъюнктуры мирового рынка, к которым можно отнести следующие.

1. Экстраполяция, в основе которой лежит предположение, что динамика основных условий, тенденций и причинных факторов предыдущего периода сохранится и в будущем периоде, что но­вые технологии будут внедряться равномерно, без резких скач­ков и структурных деформаций. При несомненных достоинствах этого метода прогнозирования, связанных с учетом тех тенден­ций развития рынка, которые уже сформировались ранее и от­четливо проявляются в данный период, экстраполяции присущи определенные недостатки, связанные с инерционностью как самих анализируемых тенденций, так и подходов к ним.

2. Экспертные оценки, основанные на прогнозах наиболее авторитетных ученых и специалистов. Этот метод используется достаточно часто – например, в форме так называемых «мозговых атак», его достоинства связаны с отходом от инерционности развития и с выдвижением новых гипотез развития рынка. Однако недостатком этого метода является вполне определенная субъективность экспертных оценок.

3. Экономико-математическое моделирование с использованием компьютерных технологий. Это наиболее современный метод прогнозирования развития мирового рынка, во многом синтезирующий достоинства первых двух методов.

На основе современных эконометрических методов с исполь­зованием компьютерных технологий нередко разрабатываются различные альтернативные сценарии развития и изменения конъ­юнктуры мирового рынка в целом, его сегментов и отдельных товаров. Ценность прогнозов, даже не совсем точных, состоит в том, что они показывают возможные варианты развития событий и нередко содержат рекомендации по предотвращению нежела­тельных негативных сценариев развития.

Однако, безусловно, проблема точности и достоверности про­гнозов конъюнктуры мировой экономики и ее сегментов оста­ется весьма актуальной. Не случайно в современной прогнозной деятельности используется термин «верификация прогнозов», т.е. оценка достоверности, точности и обоснованности прогнозов, определение четких и точных критериев оценки качества про­гнозных исследований. По результатам верификации проводится уточнение и корректировка прогнозов. Так, например, в прогнозы многих авторитетных международных организаций вносятся, как правило, ежеквартальные коррективы, нередко существенно из­меняющие предыдущие прогнозы. Таким образом, проблема ве­рификации прогнозов чрезвычайно актуальна и важна.

Учитывая отмеченные обстоятельства, при осуществлении прогнозов развития мирового рынка и его конъюнктуры чрез­вычайно важно охватить максимальное число наиболее репре­зентативных (представительных) параметров и показателей. На­пример, для прогнозной оценки современного производства применяют показатели ВВП, динамики и структуры промыш­ленного производства, уровня загрузки производственных мощ­ностей, их износа (физического и морального), динамики и струк­туры инвестиций, уровня и динамики заработной платы, уров­ня занятости и т.д.

В качестве источников при исследовании конъюнктуры ми­рового рынка используются данные статистических публикаций ООН, ЮНКТАД, ВТО, ФАО (Организации ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства), МВФ, МБРР, ОЭСР, других авторитетных организаций.

Однако конъюнктура мирового рынка должна не только ис­следоваться – отечественный бизнес должен стремиться к тому, чтобы оказывать на нее как можно более активное воздействие, формировать и поддерживать конъюнктуру мирового рынка в вы­годном для себя направлении. Это имеет существенное значе­ние при проведении Россией в целом и ее корпоративным биз­несом активной внешнеэкономической (прежде всего экспорт­ной) политики.

Так, в проведении экспортной политики существенное зна­чение имеют:

• активная рекламная политика, которая нередко начинает разворачиваться ведущими корпорациями мира задолго до того, как товар произведен и появился на международном
рынке (при этом реклама проводится весьма агрессивно с использованием всех средств массовой информации);

• формирование и поддержание в мире высокого общественного мнения о компании, ее имидже в целом;

• активная политика по продвижению товара, сопровождающаяся конъюнктурным воздействием на торговых посредников;

• постоянный контроль за потенциалом конкурентов и негативное конъюнктурное воздействие на них (например, вне­дрение в последние годы в США и некоторых других раз­витых странах тезиса о том, что весь российский бизнес пронизан криминальными струк­турами значительно осложняет деятельность отечествен­ных фирм на территории других стран).

Проблемы конъюнктуры мирового рынка имеют существен­ное значение для отечественных предприятий, работающих на экспорт. Для них важно не только что, как и с какими издерж­ками производить, но и выработать и реализовать общую стра­тегию экспансии своих новых товаров на мировом рынке (вплоть до осуществления в максимальном варианте глобальной страте­гии продвижения своих товаров и услуг).

Для большинства российских предприятий-экспортеров изу­чение конъюнктуры мирового рынка и его сегментов, а также рынков конкретных товаров позволяет решить ряд практических вопросов:

• оценить коммерческую ценность и конкурентоспособность продаваемых товаров и услуг;

• решить вопрос о выборе потенциальных и фактических стран-экспортеров (импортеров) и соответствующих фирм-контрагентов;

• выбрать благоприятный момент для выхода на данный рынок (или ухода с него);

• сформировать и реализовать эффективную стратегию и тактику, формы и методы деятельности на данном рынке;

• выработать политику ведения торговых переговоров и сформулировать основные условия внешнеторговых контрактов;

• корректировать свои действия в связи с изменениями конъюнктуры мировых товарных рынков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: