double arrow

Методы демонополизации и развития конкуренции

Демонополизации как основа развития потребительского рынка. Разработка региональных и отраслевых программ демонополизации

В целях реализации Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры), утвержденной постановлением Правительства РФ от 09.03.94 N 191, и создания эффективной конкурентной среды на товарных рынках, обеспечивающей:
- рациональные структурные преобразования в экономике, формирование оптимальной специализации региона, достижение устойчивых конкурентных преимуществ на республиканском и мировом рынках;
- повышение эффективности функционирования местных рынков, их насыщение качественными и доступными массовому потребителю товарами и услугами, решение на этой основе острых экономических и социальных проблем, подъем предпринимательской активности и жизненного уровня населения;
- внедрение в общественное сознание и деловую практику цивилизованных форм предпринимательской деятельности и защиты прав и интересов потребителей;

- создание условий, способствующих изменению целей и механизмов государственного регулирования и контроля на конкурентных рынках и в отраслях с естественной монополией,

Правительство Санкт-Петербурга постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Санкт-Петербурга на 1996 год.
2. Комитету экономики и финансов предусмотреть в проекте бюджета Санкт-Петербурга на 1996 год средства на финансирование научно-исследовательских работ по обеспечению реализации мероприятий, предусмотренных проектом программы.

3. После утверждения бюджета Санкт-Петербурга на 1996 год внести на утверждение Комиссии при Правительстве Санкт-Петербурга по оперативным вопросам Перечень мероприятий демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Санкт-Петербурга на 1996 год с учетом объема средств, предусмотренных в бюджете на 1996 год на указанные цели.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя мэра Санкт-Петербурга - председателя Комитета экономики и финансов.

-снижение административных и экономических барьеров на вход на рынок новых поставщиков продукции и услуг;

- разукрупнение и разделение отдельных производителей и их объединений;

- создание конкурирующих экономических структур путем государственной поддержки предпринимательства и инвестиций, строительства новых предприятий, диверсификации и перепрофилирования действующих производств;

-пресечение монополистической деятельности в сферах производства и распределения продукции (работ, услуг) и недобросовестной конкуренции на региональных товарных рынках;

-стимулирование роста платежеспособного спроса населения региона и защита прав потребителей;

- поддержка формирования рынков новых видов товаров, расширения сферы обращения продукции местных производителей, выхода их на республиканский и мировой рынки.

Семинарское занятие №8 по теме «Эволюция форм и методов вертикальной и горизонтальной интеграции в системе товарообращения» (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Вертикальные и конгломератные соглашения.

2. Горизонтальные соглашения и их виды. Формы заключения соглашений.

3. Направления межотраслевой вертикальной интеграции.

4. Система вертикальных объединений контрактного типа с участием торгового капитала.

Тема 9. Прогнозирование потребительского спроса.

1. Информационное обеспечение коммерции. Источники информации, их достоинства и недостатки.

2. Группировка покупателей по способам приобретения товара (уровни приобретения товара). Расчет емкости рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке.

3. Комплексное исследование рынка — основа информационного обеспечения коммерческой деятельности.

Информационное обеспечение коммерции. Источники информации, их достоинства и недостатки

Информационное обеспечение любой деятельности, в том числе и коммерческой, по характеру задач делится на два основных направления - поиск и добыча информации как таковой и ее последующая обработка, оценка и обобщение (анализ). Основной задачей, решаемой средствами информационного обеспечения, является предоставление потребителю (заказчику) информации максимально полных и достоверных сведений по интересующему его вопросу (проблеме) или объекту.

Поиск информации для решения задач может осуществляться как самостоятельно соответствующими информационно-аналитическими подразделениями коммерческих структур, охранных (детективных) предприятий на базе имеющихся информационных ресурсов, так и с привлечением сторонних лиц и организаций. Второй вариант целесообразен при невозможности получить непосредственный доступ к интересующим сведениям. В качестве информационных ресурсов по первому варианту могут быть использованы информационные массивы, имеющиеся непосредственно в распоряжении соответствующего аналитического подразделения. Также в качестве средства доступа к информационным ресурсам общего пользования (архивам публикаций прессы, нормативной документации, базам данных по юридическим лицам со сведениями, подлежащими обязательному раскрытию) важную роль играет глобальная сеть Internet.

Текущая ситуация характерна определенным застоем на рынке нелегальных и полулегальных информационных массивов. Это связано с ужесточением контроля за сохранностью служебной информации в государственных и муниципальных органах, коммерческих организациях - с одной стороны, и с широким распространением доступных носителей информации значительной емкости (DVD) – с другой стороны. Данное обстоятельство вынуждает нелегальных сбытчиков информации “придерживать” наиболее актуальные массивы, дабы не допустить их преждевременного широкого распространения, и как следствие – падения цен на них.

На данный момент могут быть доступны следующие информационные массивы различного объема и происхождения:

- сведения о юридических лицах; к сожалению, полный объем сведений фиксировался только Регистрационной палатой, после перехода регистрационных функций к налоговой инспекции сведения о смене собственников и руководителей предприятий отражаются недостаточно полно, хотя в ряде случаев может быть получена информация об основных средствах и фондах предприятий; в настоящее время из околостатистических источников могут быть получены актуальные сведения только о регистрации новых предприятий, их адресах и руководителях;

- балансы предприятий - содержат официальные сведения балансовой отчетности, по понятным причинам могут быть получаемы не чаще одного раза в квартал; следует учитывать, что некоторые категории предприятий реально не сдают балансовой отчетности, например, предприятия, входящие в федеральный список оборонной промышленности;

- сведения о внешнеэкономической деятельности юридических и физических лиц по всей территории РФ, эти сведения могут регулярно обновляться;

- сведения о пассажирских перевозках железнодорожным и воздушным транспортом; также могут регулярно обновляться;

- сведения о жителях; в настоящее время перспективы их обновления сомнительны, хотя соответствующие более новые массивы данных и существуют;

- массив данных по банковской деятельности на территории РФ – все безналичные банковские операции;

- сведения об абонентах телефонной сети;

- сведения об абонентах мобильных телефонов – в ряде случаев включая фактические адреса и места работы; потенциально возможно обновление по отдельным операторам;

- сведения о владельцах автотранспорта;

- сведения об охранных предприятиях, охраняемых объектах и охранниках;

- сведения о криминальных проявлениях, разыскиваемых преступниках, административных правонарушениях; возможность обновления трудно предсказуема;

- сведения персонифицированного учета Пенсионного фонда с указанием мест работы и уровня доходов физических лиц;

- сведения о владельцах недвижимости и объектах недвижимости;

- также существуют массивы данных относительно небольшого объема – юридических лиц по ГНС РФ, ФКЦБ, Торгово-промышленной палате и Единому реестру предприятий, массив Фонда обязательного медицинского страхования, по деятельности арбитражного суда, массив данных по объектам аренды и некоторые другие, ряд компилятивных коммерческих массивов данных разнообразной направленности, созданных теми или иными частными предприятиями.

В распоряжении различных органов существуют актуальные на текущий момент массивы данных по жителям, по выдаче паспортов РФ и общегражданских загранпаспортов, по юридическим лицам, их учредителям и руководителям, основным средствам и состоянию фискальной дисциплины.

В аналитической работе желательно максимально использовать все имеющиеся массивы данных, в том числе и устаревшие, поскольку зачастую только с их помощью удается отследить смену собственников того или иного юридического лица, переселение физического лица из адреса в адрес и переход его с одной работы на другую, некоторые другие существенные моменты. Кроме того, при существующей практике удаления сведений о привлечении к уголовной ответственности из учетов соответствующих органов, именно устаревшие версии их массивов данных приобретают определенную ценность для установления фактов подобного рода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: