double arrow

Управление ассортиментом товаров


Жизненный цикл товара, его виды.

Жизненный цикл товара– это период существования продукта на рынке. Концепция жизнен­ного цикла товара состоит в том, что любая продукция рано или поздно уходит с рынка, вытес­няясь другим, более новым или дешевым товаром. В жизненном цикле продукта отражаются все взлеты и падения существования на рынке, изменение самых различных факторов: моды, вкуса, стиля, технического прогресса, техническое и моральное старение. Жизненный цикл включает первоначальный выход товара на рынок, рост и спад продаж и в конечном итоге – вытеснение с рынка.

В зависимости от особенностей отдельных видов товаров и спроса на них существуют различ­ные виды жизненных циклов продукции. Они отличаются по продолжительности и по форме проявления отдельных фаз. В традиционную модель входят периоды с четкими границами. Это внедрение, рост, зрелость, насыщение и спад. Существует также классическая модель, которая подходит для чрезвычайно популярных продуктов с высокими стабильными показателями сбы­та на протяжении долгого времени. Модель увлечения характерна для товаров с быстрым взле­том и падением популярности. Сезонная модель, или модель моды, представляет товары, кото­рые хорошо продаются в течение периодов, разрозненных во времени. Модель возобновле­ния, или ностальгии, подходит для товаров, на которые по истечении определенного срока спрос воз­обновляется.




Структура жизненного цикла товара проходит обычно несколько фаз. Число их может меняться от 4 до 6, экономисты не пришли по этому вопросу к единому мнению. На международных рын­ках эти тенденции проявляются довольно ярко, поскольку ассортимент представленных товаров состоит, как правило, из самой качественной и необходимой продукции. Но присутствуют так­же продукты, не представляющие жизненной необходимости, а служащие для удовлетворения вторичных потребностей (предметы роскоши и искусства, экзотические продукты питания и другие самые разнообразные группы товаров).

Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствую в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Набор товаров, предлагае­мых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.

Номенклатура, или товарный ассортимент, - это вся совокупность изделий, выпускаемых пред­приятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций, которые образуют низшую ступень классификации. То­варный ассортимент характеризуется широтой, глубиной и сопоставимостью.



Формирование ассортимента – проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определение соотношений между старыми и новыми товарами, товарами единичного и серийного произ­водства, наукоемкими и обычными товарами, овеществленными товарами и или лицензиями и ноу-хау. Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты: Определение текущих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использо­вания данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рын­ках. Оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям. Критическая оценка выпускаемых предприятием изделий в том ассортименте, что и п.п. 1 и 2, но уже с позиций по­купателя. Решение вопросов: какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исклю­чить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений производства предприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля.

Рассмотрение предложений о создании новых продуктов, усовершенствования существующих, а также о новых способах и областях применения товаров. Разработка спецификаций новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупателей. Изучение возможностей производства новых или усовершенствованных продуктов, включая вопросы цен, себестоимо­сти и рентабельности. Проведение испытаний продуктов с учетом потенциальных потреби­телей в целях выяснения их приемлемости по основным показателям. Разработка специальных рекомендаций для производственных подразделений предприятия относительно качества, фасо­на, цены, наименования, упаковки, сервиса и т.д. в соответствии с результатами проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость характеристик изделия или предопределивших необходимость их изменений.



Оценка и пересмотр всего ассортимента. Планирование и управление ассортиментом – неотъем­лемая часть маркетинга. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтра­лизовать последствия ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента.

32. Система маркетинговых коммуникаций. Этапы разработки эффективной коммуни­кации.

В условиях современного бизнеса компаниям, производящим качественную и относительно недорогую продукцию, недостаточно просто отслеживать качественные характеристики своего продукта и поддерживать приемлемую цену. Для более успешного продвижения своего товара организации должны привлекать к своему продукту как можно больше покупателей путем ори­гинальных обращений, размещения информации о продукте, которые убеждали бы потреби­телей в том, что им нужен именно этот товар. Даже крупнейшие компании мира не могут быть на 100 % уверены в непоколебимости своих позиций на рынке. Мало привлечь покупателей к своему товару, необходимо постоянно поддерживать их интерес к своей деятельности. Именно поэтому ключевым моментом в маркетинге считаются коммуникации.

Маркетинговые коммуникации– это процесс передачи данных о своей продукции целевой аудитории.

Целевая аудитория– это группа настоящих или потенциальных потребителей, которые могут получить данную информацию и способны соответствующим образом отреагировать на нее.

Многие предприятия для повышения интереса к своей продукции используют такой инструмент маркетинговых коммуникаций, как маркетинг-микс. Маркетинг-микс– это система предостав­ления информации, которая состоит из таких элементов, как товар, способ его распространения, цена товара. Данные три компонента совместно с маркетинговыми коммуникациями и состав­ляют маркетинг-микс.

Необходимо помнить о том, что для того, чтобы информация о товаре достигла потребителей и усвоилась в их памяти, маркетинговые коммуникации следует строить на всеохватывающем, тщательно продуманном плане маркетинговой деятельности. Только в этом случае компания может добиться отличных результатов.

Целью маркетинговых коммуникаций является представление различным целевым аудиториям информации о маркетинговых стратегиях компании путем направления особых сообщений о своем товаре, его стоимости, способах продажи, вызывая тем самым у потребителей интерес к данному продукту.

Различают 5 основных элементов маркетинговых коммуникаций:

1. Убеждение и информирование потребителей.Любая компания заинтересована в том, чтобы как можно быстрее донести максимальное количество информации до наибольшего числа по­требителей и убедить их в том, что этот товар – именно то, что им нужно. Для достижения этой цели используются разнообразные методы, например указание на упаковке телефона единой справочной службы и почтового адреса для того, чтобы потребители могли высказать свое мне­ние о товаре; проведение презентаций или дегустаций (если речь идет о пищевом продукте) и т.п.

2. Цели.Как правило, целями маркетинговых коммуникаций являются создание положительно­го мнения об организации и производимом ею товаре, доведение информации до потребителей, улучшение рыночной культуры и т. п. И естественно, что конечной целью любой маркетинго­вой стратегии являются наиболее эффективная продажа товара и максимальное извлечение при­были.

3. Места контактов.Для успешного функционирования на рынке фирма должна направлять свою информацию в такие места, где контакт производимого товара и потребителей наиболее вероятен. Такие места могут быть самыми разнообразными: это и магазины, непосредственно продающие данный товар, лотки в павильонах и даже комнаты в домах, где потребитель, сидя перед экраном телевизора, может позвонить по телефону «горячей линии» и таким образом по­лучить информацию, интересующую его. В любом случае необходимо, чтобы обращение в лю­бом контактном месте работало так, чтобы покупатель решил приобрести именно этот товар.

4. Участники маркетингового процесса.Участниками маркетингового процесса могут быть абсолютно любые люди, которые любым способом способствуют продвижению товара. Одним словом, это могут быть продавцы, промоутеры, сотрудники организации, дилеры, поставщики и даже обычный покупатель, купивший товар и поделившийся своей радостью с соседом.

5. Коммуникационные обращения.Коммуникационные обращения могут быть запланирован­ными и незапланированными. К запланированным обращениям относятся реклама, сервисное обслуживание, франчайзинг, личные продажи, сувениры, стимулирование сбыта, паблик рилейш­нз. К незапланированным обращениям относятся все остальные, не предусмотренные маркетинговым планом.







Сейчас читают про: