Схема рекламной коммуникации
Виды коммуникаций, их структура
Глава 3. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций
Контрольные вопросы
1. Назовите основные этапы развития западной рекламы.
2. Что такое «амбус»?
3. Какие виды рекламы преобладали в Киевской Руси?
4. Как использовался лубок в средневековой России в рекламных целях?
5. В какой период появилась первая печатная реклама?
6. Охарактеризуйте советскую рекламу периода 60–80 годов ХХ в.
Термин «коммуникации» (от лат. communicatio – связываю, делаю общим) используется с начала ХХ века. В современной трактовке к оммуникация – это передача информации от источника (коммуникатора) к получателю (реципиенту) посредством определенного канала.
Выделяют следующие виды коммуникаций:
· по степени задействования речи (вербальная, невербальная, смешанная;)
· по степени применения различных знаковых систем (устная, письменная, печатная, символическая);
· по количеству участников (межличностная, групповая, организационная, массовая).
|
|
фильтры фильтры
отправитель → кодирование → посредник → канал передачи → получатель
п о м е х и
←обратная связь←
1. Отправитель (адресат, коммуникатор) – сторона, от имени которой посылается адресату рекламное обращение.
2. Кодирование – элемент рекламной коммуникации; процесс представления идеи обращения в символической форме.
3. Рекламное обращение – набор символов и тексты, передаваемые рекламодателем получателю рекламного обращения.
4. Коммуникатор – лицо или фирма, которое осуществляет рекламную коммуникацию, источник информации.
5. Коммуникационный канал – канал продвижения информации на рынок и в общество.
6. Фильтры (барьеры) – различные ограничения, затрудняющие процесс коммуникации.
7. Получатель (реципиент) - конкретные люди (целевая аудитория) которым изначально была предназначена реклама.
8. Обратная связь – ответная реакция, которую получатель доводит до сведения отправителя.
9. Помехи (шумы) – незапланированные искажения при вмешательстве в процесс коммуникации факторов внешней среды.
Рекламная коммуникация принципиально ни чем не отличается от других видов коммуникации, ее специфические черты в значительной мере определяются функциональным назначением рекламы: воздействуя на потребителя, решать конкретные коммерческие задачи отправителя.
Система маркетинговых коммуникаций (СМК) - единый комплекс, который объединяет участников, каналы и методы коммуникаций.
В систему маркетинговых коммуникаций входят следующие компоненты.
· связи с общественностью – - управленческая функция по созданию и поддержанию взаимовыгодных отношений между организацией и общественностью, от настроений и мнений которой зависит успех или неудача этой организации;
|
|
· паблисити – стимулирование спроса на продукт посредством использования средств массовой информации, которые не оплачиваются спонсором, так как данная информация и так представляет ценность для журналистов;
· стимулирование сбыта – система определенных приемов, которые носят кратковременный характер и направлены на прямое убеждение, в основе которого в основном лежат внешние выгоды, а не характеристики самого продукта;
· личная продажа – деятельность, основанная на работе с индивидуальным потребителем, где производитель принимает непосредственное участие в распространении нужной для него информации;
· реклама – форма коммуникации, которая переводит качество товаров и услуг на язык нужд и запросов потребителей.
Реклама является частью системы маркетинговых коммуникаций. Любой этап маркетинговой деятельности фирмы имеет прямую или косвенную связь с ее рекламной деятельностью.
Главной задачей рыночного маркетинга является обеспечение максимально возможного сбыта произведенной продукции, и реклама является одним из инструментов для этого. Как и любой другой элемент, она в конечном итоге работает на формирование спроса и стимулирование сбыта.
Таким образом, основная цель рекламы в комплексе маркетинговых коммуникаций состоит в информировании потребителя о качестве, свойствах и других характеристиках продукта.
Рассмотрим сущностные характеристики рекламы как таковой:
· передача некоей информации (коммуникация);
· направлена не на конкретного человека, а на определенную часть населения, выделенную по тому или иному признаку;
· реклама - это оплаченная передача информации;
· реклама распространяется через средства передачи информации – рекламоносители;
· реклама как вид коммуникации имеет своей целью оказание влияния на целевую аудиторию;
· реклама позволяет идентифицировать рекламодателя.
Система маркетинговых коммуникаций направлена на достижение следующих целей:
· формирование и поддержание положительного имиджа кампании;
· информирование о деятельности кампании;
· информирование о товарах и услугах, предлагаемых кампанией;
· мотивация потребителя;
· формирование у потребителя узнавания марки;
· формирование потребительского предпочтения;
· стимулирование акта покупки;
· поддержание осведомленности потребителей о товаре.
Реклама в системе маркетинговых коммуникаций, как уже говорилось ранее, выполняет следующие задачи:
· информирование (формирование осведомленности и знания о конкретном товаре или товарной категории и т.п.);
· увещевание (постепенное, последовательное формирование потребительского предпочтения, соответствующего восприятию потребителем образа товара, кандидата; убеждение потребителя выбрать конкретный товар или фирму, поощрение покупки и т.д.);
· напоминание (поддержание осведомленности, удержание в памяти потребителей информации о товаре и его свойствах;
· позиционирование (перепозиционирование) товара в сознании потребителя – определение его характерного места (статуса) среди товаров конкурентов;
· удержание потребителей, лояльных к рекламируемой марке;
· формирование имиджевой составляющей товара (создание долгосрочного положительного отношения к товару).