Лекция № 6. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОРТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инструмент развития человеческих ресурсов.
Технологические и операционные инструменты.
Мониторинг технологии - портовые компании должны знать тенденции имеющие место в организации коммерческой практики транспортировки товара.
Операционные системы должны быть разработаны и созданы для каждой стадии транзита товара через порт: погрузки / выгрузки, временное хранение или складирование товара, доставки или распределения. Наиболее хитроумные операционные системы создаются на контейнерных терминалах. Операции там запрограммированы, система основана на строгой последовательности выполнения технологических операций и операций по сбору и обмену информацией.
Охватывает функции планирования, производства и управления, а также оценку персонала компании. Планирование означает приведенные компанией потребности в рабочей силе. Производство человеческих ресурсов - это обучение.
Концепция развития портов Украины предусматривает, что «…для нормального функционирования порты обязаны в рамках своей компетенции отработать тактику и стратегию поэтапного вхождения в систему международного рынка портовых услуг. В первую очередь это касается стратегического плана развития порта в виде генеральной схемы развития, разработки целевых программ, реализации отдельных тактических задач первостепенного значения, поэтапной реализации целевых программ по поддержанию конкурентоспособности порта в системе национальных и иностранных портов, а также морских перевозок в сравнении с другими видами транспорта».
Стратегической целью реформирования морского торгового потенциала Украины является создание приоритетных, привлекательных для европейского сообщества условий привлечения трансконтинентальных грузопотоков из европейских стран в азиатские регионы через наши порты.
Ключевыми компонентами стратегического планирования является выбор целей для порта:
его миссия и конкретные цели, обеспечивающие ее выполнение.
Миссия должна быть официально сформулирована, о ней должно быть известно сотрудникам порта и она определяет философию фирмы на рынке сбыта ее продукции. Миссия служит в качестве ориентира на котором руководство основывает свои решения. Высший менеджмент должен ответить на 2 вопроса при формулировании миссии:
- что представляет собой порт в настоящее время?
- какие основные направления его развития?
Пример.
Миссия порта Ильичевск:
«Цель деятельности – порт создан с целью удовлетворения общества транспортными услугами, работами по перевалке и хранению экспортно-импортных грузов, транзитных грузопотоков, созданию конкурентоспособных условий для работ, услуг, а также с целью получения прибыли».
Цели должны быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, долгосрочными и краткосрочными, достижимыми и перекрестно поддерживающимися.
Для эффективного осуществления планирования руководство должно определить внутренние сильные и слабые стороны порта, затем провести анализ внешних возможностей и опасностей и лишь после этого руководство выбирает стратегию дальнейшего развития.
Анализ позиции собственно портовой компании (согласно ЮНКТАД) предполагает выявление ее сильных и слабых сторон в сопоставлении с конкурентами:
1. расположение, т.е. торговые пути, их близость и отдаленность относительно получателя и отправителя;
2. оборудование, т.е. типы оборудования, специализация оборудования, склады, подходы, глубины, имеющиеся мощности;
3. опыт работы с различными типами и размерами судов; различными видами товаров; различными формами грузов;
4. рабочая сила, а именно: квалификация, социальный климат, мотивация, профессионализм, контакт с потребителями;
5. критерии показателей:
- производительность грузопереработки;
- переработка специализированных грузов;
- приспосабливаемость (достаточность ресурсов);
- эффективность административных процедур;
- простота оформления документов;
- простота и гибкость тарифов;
6. дополнительные услуги:
- для грузов: обработка, сушка, стафирование, затаривание;
- для судов: бункеровка, судовое планирование, судовой ремонт, набор экипажа;
7. финансовые условия, а именно: способность инвестировать, доступность фондов, стоимость капитала и стоимость труда.