Лекция № 9. Менеджмент в морской индустрии в условиях глобализма

Услуги, предлагаемые компаниями шипменеджмента, разнообразны, что обычно включает следующее:

ü технический менеджмент, т.е. операции, необходимые для того, чтобы поддерживать судно в состоянии класса (на уровне требований классификационного общества), в соответствии с согласованным эксплуатационным бюджетом;

ü услуги по финансовому обеспечению, чтобы поддерживать инфраструктуру судовладельца и необходимые виды обслуживания судов, т.е. агентирование, эксплуатационные расходы и др. (финансовый менеджмент);

ü обеспечение квалифицированным судовым персоналом на базе мирового рынка рабочей силы (менеджмент судовых экипажей);

ü коммерческий менеджмент: выполнение коммерческих и маркетинговых операций, связанных с эксплуатационной деятельностью судоходных предприятий;

ü страхование и различные юридические процедуры, применяемые в судоходной индустрии;

ü обеспечение высоких стандартов безопасности эксплуатации флота в соответствии с международными нормами и требованиями.

В последние годы в этой сфере услуг выделилось два основных направления: полное (всестороннее) управление эксплуатацией судов и управление судовыми экипажами, их подбором, наймом и подготовкой.

Специалисты указывают на ряд преимуществ передачи владельцам своих судов под управление менеджеров по сравнению с самостоятельным управлением:

1. Судовладельцу не требуется подыскивать береговые организации, которые необходимо привлекать для поддержания судов в нормальном техническом состоянии. Таким образом, он может сосредоточить усилия на коммерческих аспектах максимизации прибыли своего предприятия.

2. Судовой менеджер занимается подбором и наймом членов экипажа и тем самым избавляет судовладельца от участия в этой работе, связанной с выходом на рынок труда, кроме того, менеджер обеспечивает возможность широкого варьирования по уровню компетентности и другим качествам судового персонала – применительно к типу и предназначению судна.

3. Благодаря международным связям в судоходной индустрии и накопленному опыту, судовой менеджер способен обеспечить поддержку судовладельца услугами высококвалифицированных специалистов, позволяя ему таким образом максимально использовать свой деловой потенциал.

4. Судовой менеджер при групповых закупках снабжения, зап. частей, оборудования способен добиться существенных скидок с первоначальной цены; во многих случаях ему удается, и страховать суда на более выгодных условиях.

5. Привлекая необходимые ресурсы, менеджер может помочь судовладельцу разработать и применить на судах необходимые системы безопасности в соответствии с требованиями классификационных обществ и международных конвенций.

6. Наконец, передача судов под менеджмент другой стороне дает возможность их владельцам более свободно и гибко действовать на рынке тоннажа.

Какие характерные особенности отличают одного менеджера от другого? Обычно к ним относят следующие:

1. Профессионализм персонала, работающего с судами и обязательства, даваемые менеджером их владельцам;

2. Способность менеджера предложить достаточно экономный бюджет судна и затем оставаться в пределах согласованных параметров.

3. Наличие (доступность) подходящего обслуживания. Соответственно для компании и для судов, занятых на основных перевозках.

В этой связи уместно указать на определенное изменение роли капитана на судне, находящемся под управлением компании шипменеджмента. Требования к нему возрастают, а работа становится более сложной и интересной в сравнении с коллегой, который служит на судне независимого владельца. Основные обязанности, конечно, остаются те же, но повышается ответственность перед менеджером за судно и людей на борту. Так, в инструкции одной из менеджерских компаний указывается: «Как капитана одного из судов, управляемых компанией, Ваше основное внимание должно быть постоянно направлено на безопасность Вашего судна и экипажа. Все остальные факторы должны быть подчинены этому принципу». Кроме этой приоритетной обязанности, на капитана возлагались и другие, а именно:

1. Ответственность перед судовладельцем за коммерческое использование транспортного потенциала судна.

2. Ответственность перед менеджером за эффективную (техническую) эксплуатацию судна.

3. Ответственность перед национальными и международными органами, регулирующими судоходство и охрану природной среды, за соблюдение действующих требований и стандартов.

4. Ответственность за управление судном и руководство его экипажем.

В процессе расширения и развития предоставляемых клиентам услуг очевидной стала необходимость обеспечения их высокого качества, что можно было достичь только совместными усилиями. С этой целью в 1988 году пять ведущих компаний шипменеджмента на добровольной основе образовали ассоциацию, известную как «группа пяти», которая позднее разработала и предложила для использования в судоходной индустрии «Кодекс стандартов управления в судоходстве». Цель разработки указанного документа – стремление создать и стандартизировать условия, позволяющие существенно повысить безопасность судоходства и транспортировки грузов, исключить гибель людей, сохранить и защитить морскую среду. Многие положения этого Кодекса нашли свое отражение в принятых для применения всем странам-членам Организации.

В апреле 1991 года на встрече в Лондоне представителей 35 компаний шипменеджмента была образована международная ассоциация судовых менеджеров (ИСМА) (International Association of Ship Managers), призванная работать над повышением качественного уровня обслуживания клиентов и безопасности эксплуатационной деятельности судоходных предприятий, сохранением природной среды. В 1994 году в состав ИСМА входили 38 компаний, под управлением которых находилось 1840 судов общим дедвейтом более 60 млн. тонн. Кодекс «группы пяти» был существенно переработан и применяется членами ИСМА и многими независимыми компаниями судового менеджмента в качестве основного руководящего документа. Предусмотрена внутренняя проверка (аудит) выполнения требований Кодекса членами ИСМА, которая осуществляется наиболее авторитетными классификационными обществами (Британский регистр судоходства, Германский Ллойд и др.). По результатам успешной проверки компании выдается сертификат, удостоверяющий высокое качество предоставляемых ею услуг. ИСМА постоянно сотрудничает со страховыми компаниями, банками, клубами Пи & Ай, многими международными организациями. Плодотворная деятельность ИСМА по решению практических задач безопасной и эффективной эксплуатации судов положительно оценивается и поддерживается мировым морским сообществом.

Подведем итог. Далее приводится классификация судового менеджмента в такой форме, как она дается большинством авторов. Компании судового менеджмента оказывают судовладельцам следующие услуги (наиболее крупные компании обычно осуществляют полный менеджмент, более мелкие – одну или несколько функций полного менеджмента):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: