Внешняя и внутренняя среда организации

Контрольные вопросы

Методы эффективной интеграции

Характеристики организации

Рис. 5.3. Методы интеграции деятельности организации

Основные критерии оценки успеха интеграции:

§ Рост производительности технологического оборудования;

§ Повышение надежности и ритмичности работы систем, увеличение периода безотказной работы;

§ Эффективность работы диагностических систем;

§ Сокращение простоев оборудования и систем, минимизация экономических потерь, информационная обеспеченность всех процессов управления, гармонизация человеческих отношений и как итог – повышение экономических показателей работы (прибыли) и социальной ответственности предприятия.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, отметим:

1. интеграция – процесс объединения усилий всех подразделений организации для достижения ее целей и задач.

2. Основными принципами интеграции выступают: единство методов, комплексность, принцип интегрированного целого, типичность моделей управления, единство информативности, многоаспектность, принцип компьютеризации.

3. Интеграция может рассматриваться в трех аспектах: структурная, кадровая и культурная.

4. Выделяют три направления интеграции: внутрифирменная; вертикальная; интеграция приобретенных (присоединяемых) предприятий.

5. Основными механизмами интеграции выступают деятельность производства, плановая деятельность в организации, инвестиционная деятельность, оперативное управление производством, социальная ответственность, организационная культура. Они реализуются набором методов.

1. Что понимается под интеграцией?

2. Кто из исследователей одними из первых высказались за необходимость применения в управлении фирмами интеграционных подходов?

3. Что выступает основными механизмами (инструментами) интеграции в деятельности предприятия?

Под внешней средой следует понимать совокупность элементов, составляющих два уровня — макро (макросреда) и микро (микросре­да). Макросреда образуется из шести элементов, или сред, состояние которых оказывает воздействие на финансово-экономическую, произ­водственно-хозяйственную и иные виды деятельности хозяйствующе­го субъекта и создает вероятностные условия для получения заданных результатов. К ним относятся политическая, или нормативно-право­вая, экономическая, демографическая, культурная, научно-техничес­кая и природная среды (рис. 6.1).


Рис. 6.1. Состав внешней среды – элементы макро- и микроуровня

Политическая, или нормативно-правовая, среда, включающая Кон­ституцию РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные акты, регулирует условия для развития рыночных отношений, увеличения конкурентной борьбы на различных рынках производителей продук­ции и услуг, притока инвестиций в отрасли и территориальные соци­ально-экономические сферы посредством устанавливаемых норм и нормативов.

Экономическая среда характеризуется потенциальной и реальной ресурсообеспеченностью отраслей и отдельных производств, темпами изменения производительности общественного труда, валового нацио­нального и региональных продуктов, уровнем цен и инфляции, сред­негодовой численностью занятых в экономике, общей численностью безработных, среднемесячной оплатой труда, общим уровнем покупа­тельной способности населения по России в целом и ее отдельным регионам, уровнем текущих доходов населения, в том числе неработа­ющих и пенсионеров, удельным весом населения с доходами ниже про­житочного минимума, средним уровнем сбережений граждан, объема­ми отечественных и иностранных инвестиций, числом предприятий и организаций в целом по России и ее регионам, размером кредитной ставки и степенью доступности кредита, уровнем налогообложения, доходами и расходами бюджетов всех уровней.

Демографическая среда характеризуется такими показателями, как численность населения (в том числе городского и сельского) и темпы ее изменения (прироста, снижения) в целом по РФ и ее регионам, чис­ленность населения трудоспособного возраста, моложе и старше тако­вого, миграционный прирост (убыль) населения и его половозрастной состав, уровень заболеваемости граждан различными болезнями, а так­же численность соответственно врачей и среднего медицинского пер­сонала на 10 000 населения, число больничных коек и учреждений, ожидаемая продолжительность жизни, национальный состав населе­ния.

Культурная среда определяется численностью учащихся дневных и вечерних общеобразовательных учреждений как государственных (ГОУ), так и негосударственных (НОУ), а также студентов государ­ственных и негосударственных средних специальных и высших учеб­ных заведений по РФ в целом и ее отдельным регионам, числом про­фессиональных театров, цирков и музеев численностью их зрителей и посетителей на 1000 населения, числом учреждений культурно-досугового типа и общедоступных библиотек по всей территории РФ и ее регионам, объемами библиотечных фондов на 1000 человек, тиражом книг и брошюр, годовым тиражом журналов и других периодических изданий, а также разовым тиражом газет на 10 000 граждан. Кроме того, степень развития культурной среды характеризуется наличием спортив­ных сооружений, включающих стадионы с трибунами на 1500 мест и более, спортивные залы, плавательные бассейны, крытые спортивные сооружения, а также уровнем правонарушений, определяемым коли­чеством зарегистрированных преступлений.

Научно-техническая среда может быть охарактеризована такими показателями, как уровень оснащенности производственной и управ­ленческой деятельности вычислительной техникой, наличие локаль­ных, территориальных сетей Интернет и общенациональной информа­ционной и вычислительной сети Интернет, количество подключений к международной информационной сети Интернет, число патентов и изобретений, количество автоматизированных технологических про­изводств, линий, объем инвестиций в научные исследования и опыт­но-конструкторские разработки, численность научных работников в целом, а также по научным направлениям и отраслям промышленно­сти, их среднемесячная заработная плата.

Природная среда состоит из следующих компонентов: воздушного бассейна (атмосферы), водного бассейна (гидросферы), недр (лито­сферы), животного мира (фауны), растительного мира (флоры), почвы, земли как территории и отходов техногенного происхождения.

Микросреда образуется из шести элементов, к которым относятся прежде всего сама организация как хозяйствующий субъект, поставщи­ки всех видов ресурсов, необходимых для производства продукции и (или) услуг, организации-конкуренты, посредники, клиентура или потребители продукции и (или) услуг, контактные аудитории.

Организации как юридические лица по классификационным при­знакам «наличие обязательственных прав» и «наличие вещных прав на имущество» дифференцируются на три группы.

1 группа. Хозяйственные товарищества и общества, производ­ственные и потребительские кооперативы.

2 группа. Государственные и муниципальные унитарные предпри­ятия, в том числе дочерние, а также финансируемые собственником учреждения.

3 группа. Общественные и религиозные организации (объедине­ния), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

В каждую из групп организаций, рассмотренных выше, входят хо­зяйствующие субъекты, осуществляющие производственно-хозяй­ственную, финансово-экономическую и (или) иную деятельность с целью производства продукции и (или) услуг. Однако экономические цели у этих хозяйствующих субъектов разные.

Контактные аудитории — любые группы граждан, проявляющие реальный или потенциальный интерес к изделиям хозяйствующего субъекта, его деятельности и тем самым оказывающие влияние на спо­собность этого субъекта достигать поставленных целей на конкретных рынках производителей и потребителей продукции и услуг.

Все контактные аудитории разделяются на семь типов:

1- финансовые круги — это банки, инвестиционные компании, бро­керские организации, действующие на фондовой бирже, акционеры, которые не являются непосредственными поставщиками финансовых ресурсов для хозяйствующего субъекта, а также не оказывают посред­нических услуг по страхованию сделки купли-продажи, но формиру­ют мнение о кредитоспособности и платежеспособности хозяйствую­щего субъекта в своей среде и влияют на процесс принятия решений о финансировании деятельности организации, поставщиками финан­совых ресурсов;

2- средства массовой информации — это организации, распростра­няющие сведения о продукции хозяйствующего субъекта, его деятель­ности, в том числе и благотворительной, в виде статей, видеоматериа­лов, редакционных комментариев. К ним относятся редакции газет и журналов, коллективы радиостанций и телеканалов;

3- государственные учреждения — это органы законодательной, ис­полнительной и судебной ветвей власти, которые разрабатывают и исполняют законы, способствующие либо препятствующие достиже­нию хозяйствующим субъектом экономических целей, определяют и соблюдение требований к качеству и безопасности то­варов, соблюдению прав потребителей и торговых посредников;

4- гражданские группы действий (или так называемое гражданское
общество)
— это общественные организации, движения, партии потре­
бителей, защитников природной среды, представители коренных жи­
телей и национальных меньшинств, которые формируют обществен­
ное мнение о товаре хозяйствующего субъекта, его свойствах, полезно­
сти, влиянии на природную среду, здоровье человека и тем самым
способствуют или противодействуют увеличению спроса на продук­
цию;

5- местные контактные аудитории — это жители близлежащих мик­
рорайонов, которые формируют мнение об организации по результа­
там наблюдения за поведением сотрудников, соблюдением чистоты
территории и ее благоустройством;

6- широкая публика — это население территории, например, Цент­
рального или Северо-западного регионов либо всей России в целом,
которое не является организованным гражданским обществом, но фор­
мирует мнение о продукции и ее влиянии на здоровье, качество жиз­
ни, степень загрязнения природной среды, исходя из различных источ­
ников информации;

7- внутренние контактные аудитории — это такой элемент микро­
среды, который не является внешним, но служит, как правило, основ­
ным источником информации для других типов контактных аудито­
рий. К внутренним контактным аудиториям относятся собственные
рабочие, служащие, управляющие, административный персонал хозяй­
ствующие субъекта, которые обладают личным мнением о качестве и
свойствах производимого товара, его конкурентоспособности на целе­
вых рынках потребителей, эффективности затрат и размере заработной
платы и прибыльности, рациональности организации производства,
сбыта и продвижения продукции, и распространяют это мнение в виде
позитивной или негативной информации среди других типов контакт­
ных аудиторий. Поэтому во многих корпоративных хозяйствующих
субъектах используется такое понятие, как лояльность, или верность
миссии, целям организации.

Таким образом, вся информация, получаемая из внешней среды от элементов макро- и микроуровня, относится к экзогенным перемен­ным. Считается, что неуправляемые экзогенные переменные поступа­ют в основном из внешней макросреды, а управляемые — от элементов внешней микросреды — поставщиков ресурсов и посредников. Степень управляемости другими элементами, такими как конкуренты, потребители и контактные аудитории, зависит от тех мероприятий, которые программируют, планируют, а затем реализуют менеджеры хозяйству­ющего субъекта с целью превращения экзогенных неуправляемых пе­ременных в частично или полностью управляемые.

Внутренняя среда организации и содержание ее элементов

Рис. 6.2. Контур управления

К элементам, составляющим систему с точки зрения информаци­онного,

или управленческого аспекта, относятся следующие блоки: «Вход», «Обработка данных», «Выход», «Контроль» и «Обратная связь» (рис. 6.2).

Блок «Вход» это совокупность экзогенных управляемых и неуп­равляемых переменных, характеризующих состояние элементов внеш­ней макросреды (политической, экономической, демографической, культурной, природной и научно-технической) во взаимосвязи с эле­ментами микросреды (объемом, качеством, стоимостью и сроками по­ступающих от поставщиков ресурсов), количество сделок и заказов с потребителями, количество и стоимостные размеры договоров с по­средниками, уровень конкуренции и степень конъюнктуры рынка про­изводителей данной и аналогичной продукции и услуг, степень добро­желательности контактных аудиторий.

На вход системы поступают через контур обратной связи и эндоген­ные (внутренние) переменные, которые отражают результаты выпол­нения планов, разработанных на определенный период и показыва­ющих объем продукции и услуг, затраты на производство единицы то­вара конкретной его партии, качество и свойства.

Блок «Обработка данных» включает в свой состав:

1) коллектив менеджеров или управленцев, обладающий профессиональными качественными характеристиками и состоящий из необхо­димого их количества;

2) организационные структуры управления — линейные, функцио­нальные, смешанные (линейно-функциональные), матричные, дивизиональные, бригадные;

3) функции управления — прогнозирование, программирование, планирование, контроль, регулирование, учет, организация, координи­рование, нормирование, руководство, активация;

4) методы управления — организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические.

Блок -«Выхода» включает в свой состав миссию организации, глав­ную стратегическую цель деятельности, совокупность целей, класси­фицируемых по различным признакам, программы, планы, конкретные мероприятия, а также критерии достижения целей и текущие управ­ляющие воздействия в виде приказов, распоряжений, указаний, ко­манд.

Данный блок содержит результаты управленческой деятельности, которые в виде внутреннего информационного потока поступают к объектам управления и в виде внешнего выходного потока — во внеш­нюю среду, реализуясь через ценовые, сбытовые, рекламные и другие конкретные мероприятия.

Блок «Контроль» выполняет две функции управления — непос­редственный контроль и регулирование. Во-первых, контроль — это традиционное средство принуждения и приведения процессов в зара­нее заданные (запланированные) количественные и качественные гра­ницы. Контроль бывает предварительный, текущий (периодический и эпизодический), заключительный. Так, предварительный контроль осуществляется на входе системы для того, чтобы выявить соответ­ствие количественных и качественных характеристик всех видов по­ступающих из внешней среды ресурсов (материально-технических, финансовых, информационных, трудовых и основных фондов) заранее установленным требованиям. Например, к этой форме контроля отно­сятся проверка документов и собеседование при приеме сотрудника на работу.

Текущий контроль имеет два вида: периодический, который имеет строго зафиксированный интервал (например, 5,10,15 дн., 1,5 ч (кон­троль посещаемости лекций студентами)), и эпизодический, осуществляемый случайно.

Заключительный контроль проводится после окончания процесса. Например, контролируются качество и объемы выпущенной продук­ции и услуг, качества полученных знаний и их выполнения, затраты всех видов ресурсов на единицу и партию продукции.

Во-вторых, контроль выполняет функцию регулирования, т.е. поддерживает заранее заданные соотношения (нормированные, за­планированные) на входе, выходе и между ними. Так, на входе сис­темы управления контроль поддерживает определенные заранее про­порции между всеми видами поступающих ресурсов, на ее выходе — между целями, программами и планами различных видов, а на выходе объектов управления — между объемами, качеством и ассортиментом выпущенной продукции и услуг. В рамках вход — выход контроль поддерживает пропорции между качеством и объемом затраченных ресурсов и объемом, качеством и свойствами выпущенной продук­ции, уровнем затрат и доходностью на единицу продукции и весь объем ее выпуска, ценами на потребленные ресурсы и произведенную продукцию.

Блок «Обратная связь» содержит объекты управления, пред­ставленные в виде разнообразных процессов, которые называются также сферами управленческой деятельности.

Из рис. 2.4 следует, что обратная связь осуществляется через объек­ты управления. Она заключается в воздействии результатов функци­онирования объекта управления на характер этого функционирования. Суть обратной связи состоит в том, чтобы использовать отклонения, полученные в виде разности между фактически достигнутыми показа­телями деятельности объекта управления и плановыми, для формиро­вания управленческих решений, направленных на устранение этих отклонений в следующем плановом периоде и предотвращение подоб­ных им в будущем.

Цель системы управления в информационном аспекте — обеспе­чить выработку и реализацию качественных управленческих реше­ний в виде совокупности целей, программ, планов и конкретных мероприятий, направленных на реализацию главной стратегичес­кой цели деятельности системы управления хозяйствующим субъек­том.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: