Процессы управления: целепологание и оценка ситуации, приня­тие управленческих решений

Контрольные вопросы

1. Сколько основных элементов включает классификация функций управления по А.Файолю?

2. Какие функции занимают особое место среди основных функций управления по А. Файолю?

3. Планирование — это?

4. Сколько видов рассматривается в типологии организационных структур?

5. Что можно отнести к преимуществам матричных структур управления?

Основными элементами управленческого процесса являются це­левая функция и отклонения (проблемы), а задачей — устранение от­клонения через принятие решения, определяемого в этом случае как нахождение связей между существующим состоянием объекта управ­ления и желаемым.

Необходимость управления вызвана тем, что предприятие подвер­жено воздействию со стороны окружающей его среды и вынуждено адаптироваться к ней с помощью обратных связей.

Необходимо отметить, что управленческим являет­ся отнюдь не каждое решение руководителя, а только такое, которое как минимум:

1) используется в ситуации выбора между несколькими альтернати­вами, приблизительно равноценными с точки зрения человека, прини­мающего решение (приходится выбирать не между хорошим и пло­хим);

2) воспринимается теми, на кого оно влияет, в качестве обязатель­ного к исполнению (нельзя играть роль руководителя, если никто не принимает роли подчиненного).

Если не выполняется первое условие, мы имеем дело с так назы­ваемым ритуальным управлением, когда руководитель лишь изобра­жает последнее, а по существу его решения полностью продиктова­ны другими лицами или не зависящими от руководителя обстоятель­ствами.

Если не выполняется второе условие, то это — управленческая уто­пия (за исключением случаев, когда кто-либо управляет, не принимая роли руководителя), а не реальное управление.

С другой стороны, управление описывается взаимосвязью цель — решение, которая не является однозначной из-за большого числа пу­тей, ведущих к одной и той же цели. Особенно это справедливо для иерархического представления целей («дерева» целей). На самом вы­соком уровне находятся те из них, которые имеют носящие директив­ный характер (траекторные цели). Они отражают стратегию управле­ния предприятием. Ниже расположены рабочие цели, которые выра­батываются лицом, принимающем решение (ЛПР). Они подчинены траекторией цели и детализируют ее в зависимости от уровня управ­ления. Кроме траекторных и рабочих существуют и ситуационные Цели, которые формулируются в зависимости от конкретной ситуации, возникающей на данном уровне управления.


Таким образом, на процесс принятия решения влияние оказывает вся совокупность целей (траекторных, рабочих, ситуационных) и ин­формация, которая поступает после анализа ситуации. Место решения в этой цепи показано на рис. 8.1. Активность системы связана с основ­ными элементами любого управленческого процесса — с целевой функ­цией (целью), возникающей ситуацией, отклонением (проблемой) и решением.

Цель идеальное, мысленное предвосхищение результата деятель­ности. Содержание цели зависит от реальных возможностей субъекта и приемлемых средств для ее достижения.

Под ситуацией понимают состояние объекта управления относи­тельно выбранной цели.

Проблема в процессах управления — это противоречие цели и ситу­ации, разрешение которого определяет изменение ситуации согласно принятой цели.

Управленческое решение представляет собой устранение противоре­чия (ликвидацию отклонения), возникающего между ситуацией (фак­тическим состоянием) и целью (ожидаемым состоянием). Оно пони­мается как единовременный акт окончательного выбора одного из воз­можных вариантов действий и является результатом деятельности менеджера, основные функции которого заключаются в анализе ин­формации о внутренней и внешней средах организации, ее сильных и слабых сторонах и принятии решений для достижения целей.

Схема процесса принятия решения включает корректировку целей, анализ проблемы, прогнозирование, определе­ние вариантов действия (анализ альтернатив), выбор наилучшего ва­рианта (решение), организационно-практическую работу по реали­зации этого решения.

Разработка и принятие управленческого решения являются состав­ной частью более общего управленческого процесса, который так же, как и любой производственный, подразделяется на основной, вспомо­гательный и обслуживающий. Только здесь в качестве предметов тру­да выступают управленческое решение, информация, нормативно-тех­нический или управленческий документ. Если операция направлена на изменение любого параметра управленческого решения, то этот про­цесс будет основным. К обслуживающим относятся процессы по на­коплению, контролю и передаче управленческого решения. К вспомо­гательным — все те, которые создают условия для протекания основ­ных и обслуживающих процессов.

Часто решением называют как акт выбора, так и его результат (от­вет). Далее мы будем употреблять термин «решение» для результата выбора, акт выбора будем называть «принятием решения», а процеду­ру выбора — «процедурой принятия решения».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: