Контроль эффективности управления

Контроль эффективности представляет собой достаточно слож­ную интегрированную деятельность, имеющую разветвленную внут­реннюю структуру. Структура системы контроля состоит из двух ком­понентов: горизонтальной и вертикальной.

Вертикальная структура охватывает последовательность процедур контроля, соответствующую единой логике планово-управленческого цикла. Выделяется стратегический контроль, оценивающий стратеги­ческие альтернативы или обоснованные решения, тактический конт­роль, анализирующий эффективность принятия тактических решений, и оперативный контроль.

Стратегический контроль направлен на оценку степени достижения основной (генеральной) цели фирмы, а также стратегических целей в рамках товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политик. Он охватывает достаточно длительный промежуток времени (5,10,15 лет) и является основным видом контроля итоговых результатов производственно-хозяйственной деятельности.

Тактический контроль оценивает эффективность мероприятий, проводимых в течение непродолжительного отрезка времени (как пра­вило, 1—1,5 года) и может рассматриваться как контроль промежуточ­ных результатов процесса реализации стратегии.

Этот вид контроля особенно важен для малого предприниматель­ства, так как направления, характер и результаты деятельности мало­го предприятия в значительной степени подвержены влиянию изме­нений рыночной конъюнктуры, неизбежных на занимаемых ими сег­ментах. Цель тактического контроля — своевременная реакция на изменение конъюнктурных условий, особенно на появление лимити­рующих и ограничивающих факторов.

Оперативный контроль призван оценивать промежуточные резуль­таты деятельности в течение очень коротких промежутков времени. Оперативный контроль — это постоянный контроль, который можно характеризовать как мониторинг промежуточных результатов.

Горизонтальная структура системы контроля включает структур­но-функциональные результаты производственно-хозяйственной де­ятельности. Она предусматривает оценку результативности в произ­водственной, коммерческой, финансовой и коммуникативной сферах, образующих единую систему. В рамках (горизонтального контроля) рассматриваются дополнительные показатели эффективности, которые не позволяют охарактеризовать совокупную деятельность предприятия, но способствуют возможности контроля и поиска своевременных мер воздействия на отдельные структурные элементы с целью достижения единого результата.

В процессе контроля необходимо использовать определенную сово­купность оценочных показателей, выстроенную в соответствии с зада­чами контроля, обусловленными их положением в структуре конт­рольных процедур (горизонтальной и вертикальной). Например, на стратегическом уровне, когда оценивается результативность деятель­ности в длительном периоде, могут быть использованы следующие показатели:

1) степень достижения планируемых результатов;

2) степень использования ситуационных факторов;

3) эффективность методов и техники управления;

4) эффективность стиля управления и внутренних коммуникаций.

Обобщая изложенное выше, важно подчеркнуть, что контроль эф­фективности управления имеет в своей основе результирующие пока­затели и характеристики, соответствующие целям производственно-хозяйственной деятельности организации. Он является итоговым зве­ном в последовательных действиях по постановке целей, разработке и реализации мероприятий, направленных на их достижение, контролю полученных результатов, обоснованию выводов и рекомендаций на перспективу. Контроль достигает успеха в том случае, если его резуль­таты вызывают адекватную реакцию со стороны действующих управ­ленческих структур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: