Контроль эффективности представляет собой достаточно сложную интегрированную деятельность, имеющую разветвленную внутреннюю структуру. Структура системы контроля состоит из двух компонентов: горизонтальной и вертикальной.
Вертикальная структура охватывает последовательность процедур контроля, соответствующую единой логике планово-управленческого цикла. Выделяется стратегический контроль, оценивающий стратегические альтернативы или обоснованные решения, тактический контроль, анализирующий эффективность принятия тактических решений, и оперативный контроль.
Стратегический контроль направлен на оценку степени достижения основной (генеральной) цели фирмы, а также стратегических целей в рамках товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политик. Он охватывает достаточно длительный промежуток времени (5,10,15 лет) и является основным видом контроля итоговых результатов производственно-хозяйственной деятельности.
Тактический контроль оценивает эффективность мероприятий, проводимых в течение непродолжительного отрезка времени (как правило, 1—1,5 года) и может рассматриваться как контроль промежуточных результатов процесса реализации стратегии.
|
|
Этот вид контроля особенно важен для малого предпринимательства, так как направления, характер и результаты деятельности малого предприятия в значительной степени подвержены влиянию изменений рыночной конъюнктуры, неизбежных на занимаемых ими сегментах. Цель тактического контроля — своевременная реакция на изменение конъюнктурных условий, особенно на появление лимитирующих и ограничивающих факторов.
Оперативный контроль призван оценивать промежуточные результаты деятельности в течение очень коротких промежутков времени. Оперативный контроль — это постоянный контроль, который можно характеризовать как мониторинг промежуточных результатов.
Горизонтальная структура системы контроля включает структурно-функциональные результаты производственно-хозяйственной деятельности. Она предусматривает оценку результативности в производственной, коммерческой, финансовой и коммуникативной сферах, образующих единую систему. В рамках (горизонтального контроля) рассматриваются дополнительные показатели эффективности, которые не позволяют охарактеризовать совокупную деятельность предприятия, но способствуют возможности контроля и поиска своевременных мер воздействия на отдельные структурные элементы с целью достижения единого результата.
В процессе контроля необходимо использовать определенную совокупность оценочных показателей, выстроенную в соответствии с задачами контроля, обусловленными их положением в структуре контрольных процедур (горизонтальной и вертикальной). Например, на стратегическом уровне, когда оценивается результативность деятельности в длительном периоде, могут быть использованы следующие показатели:
|
|
1) степень достижения планируемых результатов;
2) степень использования ситуационных факторов;
3) эффективность методов и техники управления;
4) эффективность стиля управления и внутренних коммуникаций.
Обобщая изложенное выше, важно подчеркнуть, что контроль эффективности управления имеет в своей основе результирующие показатели и характеристики, соответствующие целям производственно-хозяйственной деятельности организации. Он является итоговым звеном в последовательных действиях по постановке целей, разработке и реализации мероприятий, направленных на их достижение, контролю полученных результатов, обоснованию выводов и рекомендаций на перспективу. Контроль достигает успеха в том случае, если его результаты вызывают адекватную реакцию со стороны действующих управленческих структур.