Принципы управления анри файоля

Принципы менеджмента объективны и субъективны одновременно.

Тесная связь их с экономическими законами характеризует их объективность. Вместе с тем им свойственен и некоторый субъективизм, так как их вырабатывают, формируют и претворяют в жизнь люди.

Существует несколько подходов к классификации принципов менеджмента. Наиболее полное их толкование дается Г. Кунцем и С. О’Доннелом в книге «Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций» (1981 г.) Авторы рассматривают десять принципов планирования; пятнадцать – организации; десять – мотивации и четырнадцать – контроля.

Впервые принципы рационального управления были сформулированы в 1912 году американским менеджером Г. Эмерсоном в книге «Двенадцать принципов производительности». Один из основоположников научной организации труда, создатель «теории администрирования» А. Файоль высказывал мысль, что количество принципов управления неограниченно. И это верно, поскольку всякое правило занимает свое место среди принципов управления, во всяком случае, на то время, пока практика подтверждает его эффективность.

1.2. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ: ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ

Все принципы менеджмента целесообразно сгруппировать в две группы – общие и частные. Общие принципы формируются с учетом действия экономических законов, это главные правила любого управленческого решения, поэтому ими следует руководствоваться вне зависимости от специфики решаемой задачи.

К ним относятся принципы системности, многофункциональ-ности, применимости, интеграции, ориентации на ценности.

К общим принципам менеджмента можно отнести принципы управления, сформулированные А.Файолем в начале ХХ столетия, и принципы управления, разработанные в 90-е годы ХХ столетия (рис. 1.1 и 1.2).

(классическая школа)

1. Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Цель разделения труда – выполнение работы большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях.

2. Власть и ответственность. Власть есть право отдавать приказы, а ответственность – ее противоположность. Где дается власть – там возникает ответственность.

3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

4. Единоначалие. Рабочий должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

5. Единство руководства. Каждая группа, действующая в направлении к одной цели, должна быть объединена одним планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны ставиться выше интересов компании или организации большего масштаба.

7. Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

8. Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Эта проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

9. Скалярная цепь. Это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, до руководителей низового звена (линии власти).

10. Порядок. Это место для всего и вся на своем месте.

11. Справедливость. Это сочетание преданности персонала и справедливого отношения к нему администрации.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно, предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

13. Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

14. Корпоративный дух. Единение – это сила. А она является результатом гармонии персонала.

Рис. 1.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: