Теория ожидания В. Врума

Процессуальные теории мотивации

Связь между теориями А. Маслоу и Ф. Герцберга

Теория Ф. Герцберга

Двухфакторная теория Ф. Герцберга

(1950-е гг.)

Ф. Герцберг показал, что на деятельность людей оказывает влияние две группы факторов, названые им гигиеническими и мотивирующими (табл. 6.2).

Эта теория также связана с теорией А. Маслоу (табл. 6.3).

Таблица 6.2

Группа факторов Факторы Влияние на деятельность людей
Гигиенические (связанные с условиями работы) Заработок Даже при полном удовлетворении не мотивируют к повышению эффективности труда
Условия труда
Отношение с другими работниками
Информированность о делах на предприятии
Мотивирующие (связанные с содержанием работы, с оценкой результатов руководством) Признание и одобрение руководством результатов работы Мотивируют к повышению производительности, эффективности, качества труда
Возможность продвижения по службе
Высокая степень самостоятельности и ответственности
Интересная, сложная, требующая творческого подхода работа

Таблица 6.3

Потребности, мотивирующие людей
по А. Маслоу по Ф. Герцбергу
Самовыражения Мотивирующие факторы
Признания, уважения
В общении, принадлежности Гигиенические факторы
Безопасности (подчиненности)
Физиологические (материальные)

Теория «Х» и «У» Д. Мак Грегора

(1950-е годы)

В рамках теории «Х» считается, что некоторые люди не любят работу и будут от нее уклоняться при любой возможности, поэтому к ним более подходит жесткий стиль руководства.

В рамках теории «У» предполагается, что другие люди способны к самомотивации, любят работать и находят в ней удовлетворение, если создаются подходящие условия.

Применение на практике этих теорий дает положительный результат в целом.

Предложена В. Врумом в 1964 г. Он считал, что стимул к эффективному и качественному труду зависит от сочетания трех факторов – ожиданий человека (рис. 6.4).

Стимул (мотив) – побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-нибудь.

Вознаграждение – компенсация затрат труда, направленная на удовлетворение каких-либо человеческих потребностей, все то, что человек считает ценным для себя.

Американский ученый М. Ле Беф открыл основополагающий принцип управления персоналом: «Делается то, что вознаграждается».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: