Процессуальные теории мотивации
Связь между теориями А. Маслоу и Ф. Герцберга
Теория Ф. Герцберга
Двухфакторная теория Ф. Герцберга
(1950-е гг.)
Ф. Герцберг показал, что на деятельность людей оказывает влияние две группы факторов, названые им гигиеническими и мотивирующими (табл. 6.2).
Эта теория также связана с теорией А. Маслоу (табл. 6.3).
Таблица 6.2
Группа факторов | Факторы | Влияние на деятельность людей |
Гигиенические (связанные с условиями работы) | Заработок | Даже при полном удовлетворении не мотивируют к повышению эффективности труда |
Условия труда | ||
Отношение с другими работниками | ||
Информированность о делах на предприятии | ||
Мотивирующие (связанные с содержанием работы, с оценкой результатов руководством) | Признание и одобрение руководством результатов работы | Мотивируют к повышению производительности, эффективности, качества труда |
Возможность продвижения по службе | ||
Высокая степень самостоятельности и ответственности | ||
Интересная, сложная, требующая творческого подхода работа |
Таблица 6.3
Потребности, мотивирующие людей | |
по А. Маслоу | по Ф. Герцбергу |
Самовыражения | Мотивирующие факторы |
Признания, уважения | |
В общении, принадлежности | Гигиенические факторы |
Безопасности (подчиненности) | |
Физиологические (материальные) |
Теория «Х» и «У» Д. Мак Грегора
(1950-е годы)
В рамках теории «Х» считается, что некоторые люди не любят работу и будут от нее уклоняться при любой возможности, поэтому к ним более подходит жесткий стиль руководства.
В рамках теории «У» предполагается, что другие люди способны к самомотивации, любят работать и находят в ней удовлетворение, если создаются подходящие условия.
Применение на практике этих теорий дает положительный результат в целом.
Предложена В. Врумом в 1964 г. Он считал, что стимул к эффективному и качественному труду зависит от сочетания трех факторов – ожиданий человека (рис. 6.4).
Стимул (мотив) – побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-нибудь.
Вознаграждение – компенсация затрат труда, направленная на удовлетворение каких-либо человеческих потребностей, все то, что человек считает ценным для себя.
Американский ученый М. Ле Беф открыл основополагающий принцип управления персоналом: «Делается то, что вознаграждается».