Модели организации

Классификация организаций

Наиболее часто используются и имеют наибольшую практическую значимость следующие принципы классификации. По способу образования можно выделить формальные и неформальные организации. Формальные организации зарегистрированы в соответствии с действующим в данной стране законодательством и имеют определяющие их статус права и обя­занности. Неформальные организации возникают стихийно, в со­ответствии с волеизъявлениями и интересами ихсоздателей, они не вписаны в формальную общественную структуру ине имеют формальных обязательств и соответственно прав. Если неформаль­ная организация пройдет официальную, определенную законом, регистрацию, она приобретет соответствующий статус и перей­дет в разряд формальных организаций.

По отношению к базовым целям деятельности могут быть выделены коммерческие и некоммерческие организа­ции. Коммерческие организации видят свою основную цель в по­лучении прибыли; цели же некоммерческих организаций не свя­заны с получением прибыли (благотворительные, политические, религиозные, культурные организации).

В зависимости от формы собственности могут быть выделены государственные, частные и муниципальные орга­низации. Основным собственником государственных организа­ций выступает государство. Частные организации - это органи­зации, основным собственником которых является частное лицо или группа лиц. Муниципальные организации - организации, большая часть которых принадлежит органам местного самоуправления.

Организации могут быть определены в соответствии со спецификой содержания основного вида деятельности. Перечень видов предприятий, выделенных по этому признаку, столь длинен и объемен, сколь объемен перечень видов деятельности людей. К ним можно отнести образовательные, производственные, торговые, военные организации, организации здравоохранения и культуры и т.д.

Принадлежность организации к одному или нескольким пере­численным видам сказывается на особенностях поведения и деятельности людей, работающих в них или являющихся их членами.

Управление поведением человека в организации начинается с конструирования самой организации, ана­лиза условий, целей и выбора соответствующей организационной модели.

Существует достаточно много моделей организаций, но мы рассмотрим две основные классические модели: механическая и органическая.

Механическая модель.

В соответствии с этой моделью организация рассматривается как своеобразная машина, которая работает по строго установленному порядку. Она предполагает достижение высокого уров­ня производства и эффективности на основе широкого использования правил, процедур, централизованной власти, а также высокой специа­лизации работ.

Авторство этой модели приписывают немецкому ученому Максу Ве6еру. Он впервые описал ее применение и ввел термин «бюрократия» как способ организации коллективных действий. Согласно Веберу бюрократическая структура превосходит любую другую форму по точности, стабильности, дисциплине и надежности. Она позволяет руководителям организации с высокой точностью предсказывать результаты управленческих действий и реакции на эти результаты.

При механическом подходе к конструированию организации, по мне­нию Вебера, обеспечиваются благоприятные условия для управления орга­низационным поведением, поскольку:

- все задачи разделены на специализированные работы. Специали­зация и разделение труда позволяют четко определить функции, полно­мочия и власть, которые необходимы работнику для выполнения возло­женных на него обязанностей, а также меры принуждения и порядка их применения;

- каждая задача выполняется в соответствии с системой определен­ных правил. Эти правила обеспечивают единство и координацию усилий, а также преемственность и стабильность, так как они остаются неизменны­ми, если даже меняются работники;

- каждая структура организации рассчитана на выполнение работы под руководством только менеджера, власть которого обеспечивается де­легированием задач от верхнего уровня иерархии, и, следовательно, любое нижестоящее подразделение подчиняется вышестоящему. Таким образом, создается непрерывная цепь в командной структуре;

- каждый работник организации связан со своими подчиненными, клиентами или заказчиками безличным, формальным образом: эмоцио­нальная привязанность вредит делу;

- основанием замещения должностных вакансий служит только профессиональная квалификация, которая одновременно является защитой от произвольного увольнения работника. Карьерный рост осуществляется по старшинству либо в зависимости от достижений в труде.

- Как показывает практика, механистическая модель обычно использу­ется при конструировании организации со стабильной внутренней средой и низким уровнем неопределенности окружающих условий.

Однако практика деятельности организаций показала ограни­ченность «обезличенных» моделей. В современных условиях, когда внешняя среда бизнеса подвержена быстрым изменениям, пред­ставления о том, какой должна быть «идеальная» организация, существенно меняются.

Американский классик организационного поведения Ф. Лютенс сказал по этому поводу: «В наш век сложных, высококонфликт­ных отношений и самостоятельно мыслящих работников бюрок­ратическая модель является всего лишь исходным, но никак не конечным пунктом организационного анализа».

Каковы же основные недостатки бюрократической модели?

Прежде всего, это конфликт между специализированными подразделениями, заложенный в самой идее функциональной специализации. Степень этого конфликта может быть разной, но его существование ведет к диспропорциям в деятельности организации и в итоге снижению эффективности ее деятельности.

Каждое специализированное подразделение стремится к более высокому статусу и контролю за большим объемом ресурсов, считая функции, которые оно выполняет, самыми важными. Кроме того, система узкой специализации имеет негативные последствия не только для организации в целом, но и для каждого работника в частности. Выполнение специализированной, однообразной и повторяющейся работы способно вызвать у большинства работ­ников переутомление и скуку, ведет к потере мотивации и инте­реса к работе.

Иерархия власти приводит к торможению личной инициати­вы, затруднению в прохождении восходящих потоков информа­ции, отсутствию горизонтальных коммуникаций.

Основным недостатком системы правил является их высокая самооценка, когда следование им становится самоцелью. Фор­ма при этом важнее содержания: главное - не добиться результа­та, а сделать правильно. Недостатком обезличивания выступает потеря личностных факторов деятельности - инициативы, от­ветственности, мотивации, творческого подхода.

Ограниченность традиционных моделей эффективной совмест­ной деятельности людей породила необходимость поиска иных подходов. При этом теоретики и практики управления исходят из того, что современная среда бизнеса характеризуется высокой изменчивостью. В этих условиях важнейшими требованиями к со­временным организациям являются гибкость, приспосабливаемость и способность к научению.

Органическая модель.

Эта модель используется при конструировании организации, для которой характерны высокий уровень адаптивнос­ти, ограниченное использование правил и процедур, децентрализация вла­сти и относительно низкая степень специализации.

Разработку данной модели связывают с именами английских исследо­вателей Т. Барнса и Дж. М. Сталкера, которые впервые ввели термин «органическая система» для обозначения организаций с гибким менедж ментом.

По их мнению, основные достоинства органической модели сво­дятся к следующему:

- она обладает гибкостью и приспособляемостью к окружающей среде;

- она обеспечивает максимальные возможности работнику во всех его взаимодействиях с организацией;

- она способствует созданию и поддержанию у работника чувства личного достоинства и значимости;

- процессы принятия решения, контроля и выработки целей в органи­зации, построенной на основе такой модели, децентрализованы и разделены на всех уровнях;

- связь осуществляется по всем направлениям, а не только сверху вниз по цепи команды.

Различия в качественных характеристиках данной и предшествующей моделей объясняются тем, что первая из них ставит во главу угла крите­рии максимальной эффективности и производительности, а вторая - мак­симальной удовлетворенности, гибкости и развития. Эти различия осо­бенно ярко проявляются в процессах, которые влияют на поведение чело­века в организации.

Американский ученый Ренсис Ликерт провел сравнительный анализ в этом направлении и пришел к результатам

Процессы Механическая модель Органическая модель
1. Лидерство Подчиненные не ощущают свободы в обсуждении рабочих проблем руководителями, которые, в свою очередь, не итересу-ются их идеями и мнением Включает осознанную уверенность и доверие между руководителями и подчиненными по всем вопросам. Подчиненные свободны в обсуждении рабочих проблем с руководителями, которые в свою очередь интересуются их идеями и мнением.
2. Мотивация Включает только физические, гарантированные и экономические мотивы при наличии чувства страха и опасении санкций. Неблагоприятные взаимоотношения между служащими относительно организации и ее целей. Включает полный диапазон мотивов через методы участия. Благоприятные отношения относительно организации и ее целей.
3. коммуникации Информация поступает по направлению сверху вниз и имеет тенденцию к искажению, неточности. Информация поступает свободно по организации - вверх, вниз, по горизонтали. Информация точная и неискаженная.
4. Взаимодействие Закрытое и ограниченное. Подчиненные мало влияют на цели управления, методы и активность. Открытое и широкое. Руководители и подчиненные могут влиять на цели, методы и активность управления.
5. Принятие решений Относительно централизовано. Осуществляется только руководством организации. Относительно децентрализовано. Осуществляется на всех уровнях через групповой процесс.
6. Постановка цели Осуществляется руководством организации, исключается групповое участие. Групповое участие в постановке высоких, реальных целей.
7. Контроль Централизованны. Акцент на фиксирование ошибок и виновных в них. Распределен по организации. Акцент на самоконтроль и решение проблем.
8. Осуществление целей Пассивное участие менеджеров, которым не доверяют развитие человеческих ресурсов организации. Активное участие служащих, пользующихся полным доверием в развитии посредством приобретения опыта человеческих ресурсов организации.

Несмотря на выводы Ренсиса Ликерта, своих сторонников имеет и та, и другая модель. Практика показывает, что при При конструировании организа­ции нельзя руководствоваться теорией «одного наилучшего пути». Все за­висит от конкретной ситуации: размера организации, технологии, уровня неопределенности окружающих условий и т.д. Так, крупные организации в нормальных условиях требуют высокой специализации, формализации, стан­дартизации и большого количества иерархических уровней. Те же самые организации, если они работают в быстро изменяющемся внешнем окружении, должны использовать характеристики органической модели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: