Конформизм и его роль в управлении

Психологический климат и социальные роли в коллективе

Социальное окружение, роль и поведение личности

Понятие, качества, направленности личности

3. Коллектив: признаки, законы, роль в жизни человека

1. Понятие, качества, направленности личности

Личность — это совокупность внутренних качеств человека, позволяющих позна­вать и преобразовывать окружающий мир в соответствии с поставленными целями.

Личность обусловливают (качества личности):

- пол. Так, женщины в большей мере ориентированы на решение текущих задач, идеализируют окружающую действительность, ведут себя, подчиняясь эмоциям и чувствам, точны, наблюдательны, главное внимание обращают на внешнюю сторону вещей или явлений, образно мыслят, действуют с помощью хитрости, ловкости. Мужчины сосредоточены на перспективных проблемах, реалистически относятся к миру, подчиняются рассудку, ведут себя сдержанно, стараются докопаться до сути, мыслят логиче­ски, действуют с помощью интеллекта, силы;

- биологические особенности – темперамент, быстрота реакции, выносливость, сила. Они во многом предопределяют пригодность человека к той или иной деятельности;

- психологические особенности – диапазон деятельности (одни люди, как говорят, «поверхностны», но могут заниматься многими делами; другие «глубоко копают», но только в одной сфере); стиль работы (кто-то работает медленно, а кто-то, наоборот, быстро; кто-то аккуратен в делах, а кто-то несобран);

- склад ха­рактера – совокупность наиболее важных психических свойств данного лица, которые придают поведению, отношению к окружающим и т.п. только ему присущие черты;

- темперамент;

- уровень образования;

- направленность интересов – ориентированность поступков человека, возникающая во многом под воздействием интересов, идеалов, убеждений;

- способ­ности – способности к тому или иному виду деятельности – руководству подчиненными, конструированию машин, выполнению математических расчетов.

Разным людям присущ разный набор такого рода качеств. Поэтому одни становятся учеными, другие – политиками, а третьи – менеджерами.

Под направленностью личности понимается ее свойство, обеспечивающее устойчивую ориентацию поведения человека независимо от конкретной ситуации.

Выделяют три типа направленности личности:

1) на взаимодействие или на общение, означает, что человек в любой работе ищет прежде всего общения, сотрудниче­ства с другими, а в чем именно она заключается, волнует его относи­тельно мало.

2) на задачу. Направленность личности на задачу, иначе называемая деловой, предполагает, что для человека главное — достижение цели, причем неважно, собственной или заданной руководителем.

3) на себя. Направленность на себя состоит в стремлении людей в первую очередь решать свои собственные проблемы, добиваться личного благополучия, престижа и при возможности делать это за счет других или создавать видимость работы.

Эти три направленности одновременно присутствуют в той или иной степени у большинства людей. Знание направленности людей, определяемой с помощью специ­альных тестов, значительно облегчает процесс управления.

2. Социальное окружение, роль и поведение личности

Любой человек всегда испытывает на себе влияние внешнего окружения. Это окружение может быть физическим (условия жизни, труда, климат и прочие), экономическим (накопленное богатство, благосостояние), социальным (другие люди). Управление рассматри­вает в основном последний вид влияния.

Социальное окружение воздействует на человека непосредствен­но, в виде приказов, просьб, мнений, которые нельзя игнорировать.

Непосредственное влияние оказывает круг общения, т. е. группа людей, с кем человек вступает в служебные или личные контакты.

Определенное влияние на человека оказывают роль и статус, ко­торыми его наделяют окружающие или которые он берет на себя доб­ровольно.

Социальная роль представляет собой совокупность действий, ожидаемых окружающими от человека в соответствии с индивидуальными психологическими особенностями и местом, которое он занимает в организации. Она диктует исполнителю правила поведения и дела­ет предсказуемыми его поступки. Одни люди берут на себя те или иные роли добровольно, другим они навязываются окружающими.

Статус — это оценка окружающими роли данного субъекта, исполняемой им в организации, определяющая его реальное или ожи­даемое место в организации.

Статус бывает формальным и нефор­мальным.

Первый обусловлен должностью, привилегиями, заработ­ком, значимостью решаемых задач; второй — личными свойствами, позволяющими влиять на окружающих, возрастом, знаниями, опы­том, культурой, связями, нравственными качествами.

Неформальный статус — это авторитет. Он формируется и поддерживается не только стихийно, но и целенаправленно при помощи разного рода мероприятий, ритуалов, распространения нужной ин­формации.

Пол поведением понимается совокупность взаимосвязанных (целенаправленных и спонтанных) действий, осуществляемых людьми. Эти действия обусловлены как внутренними свойствами (особенностями организма, психологией, разумом), так и внешним окруже­нием.

Как показывает практика, существует три типа поведение человека на работе:

1. Независимый свойствен лидерам и проявляется в стремлении подчинить других своей воле, утвердить и навязать собственное мнение, быть всегда и везде первым.

2. Нейтральный. Нейтрально держат себя обычно люди, также имеющие независи­мый характер, но не желающие не только подчиняться, но и подчи­нять себе других.

3. Зависимый тип поведения свойствен либо ленивым слабохарактерным личностям, либо тем, кто хорошо знает свои недостатки и поэтому предпочитает подчиняться.

Каждый из этих типов поведения обусловлен степенью осозна­ния его необходимости, внутренними мотивами и волевыми усилия­ми человека. Различное соотношение этих обстоятельств приводит к тому, что для одних людей определенный тип поведения является вынужденным, внешне навязанным. Для других руководство или подчинение внутренне желательны, приносят определенное удовольствие. Наконец, для третьих руководство и подчинение представляют собой осознанную необходимость, в том числе вытекающую из чув­ства долга.

3. Коллектив: понятие, признаки, виды, законы, роль в жизни человека

Коллектив - группа лиц, психологически признающих друг друга, придерживаю­щихся общих культурных традиций и норм поведения, объединенных совместной целью и взаимодействующих ради ее достижения.

Признаки коллектива:

1. Главным признаком коллектива считается наличие у всех его участников единой общей цели, ради достижения которой они и объединяются.

2. Другим признаком коллектива является психологическое признание его участниками друг друга и отождествление себя с группой.

3. Еще одним признаком коллектива можно считать наличие определенный культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения, требованиях к физическому и мораль­ному облику участников.

Повседневная жизнь коллектива подчинена ряду законов, среди которых можно особо выделить два:

- закон сохранения личного поло­жения, достоинства, социального статуса, в соответствии с которым каждый член коллектива будет прикладывать максимум усилий, чтобы сохранить свое «место под солнцем»;

- закон компенсации не­достатка одних способностей другими, а также опытом и навыками работы.

Объединение людей в коллектив позволяет:

- удовлетворить потребность в общении;

- получить необходимую помощь и поддержку;

- изменить поведение в более приемлемую сторону;

- активизировать трудовую деятельность;

- сделать работу, которую нельзя выполнить в одиночку или порознь.

Виды коллективов:

1. По составу коллективы бывают:

- однородными (так называемыми гомогенными);

- разнородными (гетерогенными).

Эти характеристи­ки могут относиться к полу, возрасту, профессии, образованию.

2. По правовому положению коллективы можно разделить на:

- офици­альные;

- неофициальные.

Первые (например, работники предпри­ятия или подразделения) признаны и соответствующим образом юридически оформлены инстанцией более высокого порядка (руко­водством). Они действуют в рамках правового пространства, подчи­няясь нормам и законам.

Существование неофициальных коллективов базируется на нигде не зафиксированном, а то и не объявленном желании людей сотруд­ничать и на реальной практике такого сотрудничества. Сила таких коллективов состоит в их неуловимости, невозможности принять к юридическим нормам и правилам, поэтому они независимы.

3. По характеру внутренних связей различаются:

- формальные;

- не­формальные коллективы.

В формальных связи предписываются за­ранее, в неформальных — складываются сами собой.

4. Исходя из сроков существования коллективы подразделяются на:

- временные, предназначенные для решения разовой задачи;

- посто­янные.

5. Коллективы могут различаться по комплектования:

- добровольные;

- принудительные.

6. В соответствии с функциями выделяют:

- коллективы, ориентированные на достижение определенной цели (они называются инстру­ментальными),

- на общение — члены клубов по интересам.

7. По размерам коллективы подразделяются на:

- малые;

- большие.

Причем в данном случае, исходят не столько из количества участни­ков, сколько из их возможности или невозможности непосредствен­но поддерживать между собой постоянные связи.

8. По характеру отношений между людьми - первичные и вторичные.

Особой разновидностью коллектива, характеризующейся повы­шенным единством, особо тесным сотрудничеством и взаимопомощью, является команда. Она создается для решения конкретных сложных задач и объеди­няет лиц с разносторонними знаниями и навыками.

4. Психологический климат и социальные роли в коллективе

Внутренний психологический климат характеризует состояние взаимоотношений в коллективе. Эти взаимоотношения могут быть дружескими, доброжелательными, безразличными, враждебными и прочими. В целом они выражают удовлетворенность каждым челове­ком, группой и своим местом в ней.

Психологический климат определяется личными особенностями людей, их пониманием друг друга, доверием, умением жить по зако­нам коллектива, а также внешними обстоятельствами (например, ру­ководством).

Благоприятный психологический климат повышает сплочен­ность, т. е. их единство по важнейшим вопросам жизни коллектива. Степень спло­ченности зависит от размера группы (в больших коллективах она меньше), социальной однородности (в неоднородных коллективах часто возникают группировки), наличия внешней опасности, кото­рая сближает.

Сплоченные коллективы характеризует организованность, т.е. способность и готовность к самостоятельному преодолению возникающих трудностей, согласованным действиям под руководством лидера; единство в экстремальных ситуациях.

Таким образом, коллективы характеризуют:

1. Внутренний психологический климат, отражающий состояние взаимоотноше­ний между людьми.

2. Сплоченность, представляющая собой единство по важнейшим вопросам жизни.

3. Психологическое состояние, отражающее удовлетворенность членов коллек­тива своим положением.

Роли в коллективе подразделяются на:

- производственные;

- межличностные.

Специалисты выделяют восемь производствен­ных ролей:

1) Координатор обладает наибольшими организаторскими способ­ностями и становится обычно в силу этого руководителем коллекти­ва независимо от своих знаний и опыта. Его главная обязанность — направлять работу тех, кто такими знаниями и опытом обладает.

2) Генератор идей — как правило, самый способный и талантливый член коллектива, ищущий пути решения стоящих перед ним про­блем. Обычно из-за пассивности, несобранности, неуверенности в себе и т. п. на практике претворить эти решения он не может и нуж­дается поэтому в помощи и поддержке других.

3) Контролер сам творчески мыслить не способен, но в силу глубо­ких знаний, опыта, эрудиции может должным образом оценить лю­бую идею, выявить ее сильные и слабые стороны, подтолкнуть других к работе по ее дальнейшему совершенствованию.

4) Шлифовальщик обладает широким взглядом на проблему и поэто­му при необходимости умеет «увязать» ее решение с другими задача­ми коллектива.

5) Энтузиаст — самый активный член коллектива; увлекает своим примером окружающих на действия по реализации поставленной цели.

6) Посредник — человек, обеспечивающий всех информацией, умеющий с кем угодно договориться, уладить конфликт во внутрен­них и внешних отношениях.

7) Исполнитель добросовестно реализует чужие идеи, но нуждается при этом в постоянном руководстве и подбадривании.

8) Помощник — человек, который лично ни к чему не стремится, до­вольствуется вторыми ролями, но готов всегда оказать содействие другим.

Роли, связанные с межличностными отношениями, обычно делят на ведущих и ведомых.

5. Конформизм и его роль в управлении (личность и коллектив)

Силу и влиятельность коллективу во многом придает конформизм (от лат. conformis — подобный, схожий), т. е. принятие людьми сущест­вующего порядка вещей, господствующих норм и мнений, приспособ­ление к ним и отказ от самостоятельных мыслей и действий.

Помимо конформистов (сознательных и соглашающихся для ви­ду), выделяются нонконформисты, внутренне согласные с позицией группы, но выступающие против по внешним причинам; негативисты, не признающие общего мнения, в том числе с ущербом для себя часто из-за духа противоречия.

Степень конформизма зависит от:

1. Величины коллектива.

2. Характера межличностных отношений.

3. Возможности принимать самостоятельные решения.

4. Взятых публично обязательств.

5. Сложности ситуации.

В результате конформности формируется групповое единомыслие, основанное на подавлении отдельной личностью своих действитель­ных взглядов и поддержке общего мнения.

Конформизм имеет немало положительных сторон:

- обеспечивает выживаемость группы в критических условиях;

- придает ей «лицо»;

- облегчает вхождение новичков в коллектив;

- избавляет от раздумий, как себя вести в сложной ситуации.

Тема 7. Управленческая структура

1. Подразделения и звенья управления. Управленческие ступени


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: