Научные подходы в менеджменте

Литература

Школа человеческих отношений. Школа поведенческих наук. Количественный подход в управлении.

Классическая (административная) школа в управлении.

Школа научного управления.

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1999. – 527 с.
  2. Жигалов В.Т., Паршин Н.М. Основы менеджмента и управленческой деятельности: Учебное пособие. – Белгород: Кооперативное образование, 2002 в 2ч.
  3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. / 2-е издание. – М.: Дело, 2001. – 800 с.
  4. Роздольская И.В., Макринова Е.И. Менеджмент: Учебное пособие. – Белгород: Кооперативное образование, 2002 в 3 ч
  5. Бовыкин В.И. Новый менеджмент (управление предприятиями на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления). – М.: Экономика, 1997. – 325 с.

Эффективность менеджмента во многом определяется обоснованностью решения проблем, то есть подходами, принципами, методами и средствами управления. «Без хорошей теории практика слепа». В настоящее время известны 4 важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

Основные подходы к менеджменту 1885г. 1920г. 1930г. 1940г. 1950г. 1960г. н. вр.
1) ШКОЛЫ в управлении: - школа научного менеджмента; - административная школа; - школа человеческих отношений; - школа поведенческих наук; - новая школа управления.
2) ПРОЦЕССНЫЙ подход менеджмента
3) СИСТЕМНЫЙ подход менеджмента
4)СИТУАЦИОННЫЙ подход менеджмента

Подход с точки зрения определения различных школ в управлении рассматривает функционирование и развитие данных школ управления.

Процессный подход рассматривает управление как серию взаимосвязанных функций (однородные, обособленные виды деятельности) таких как: целеполагания, планирование, организация, мотивация и контроль.

При системном подходе руководителю рекомендуется рассматривать организацию как серию взаимосвязанных элементов, таких как – цель, задачи, структура, технология и персонал.

Современный менеджмент основывается на использовании системного анализа и синтеза, на компьютерных технологиях сбора, обработки и хранения информации. Данный подход получил развитие в 50-е годы 20 века.

Затем получил развитие ситуационный подход (1960 - ---) в управлении организацией, каждый из которых базируется на интеграции различных концепций.

Ситуационный подход основывается на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Другими словами при ситуационном подходе эффективность использования различных методов, средств и т.д. определяется ситуацией.

Особенности реализации ситуационного подхода состоят в следующем:

1. Освоение эффективных средств профессионального управления: понимание процесса управление, изучение индивидуального и группового поведения персонала, системного анализа, методов планирования и контроля, принятия решений

2. Необходимость предвидения вероятных последствий от применения конкретных методик и концепций

3. Умение правильно интерпретировать ситуацию, определять наиболее важные в данной ситуации факторы

4. Применение конкретных приемов с наименьшим отрицательным эффектом.

Общие подходы в теории управления

Подходы Суть Реализация
Процессный подход Управление – это система непрерывных и взаимосвязанных в пространстве и времени функций, процессов и операций. Во всех школах в различной степени, кроме школы научного управления.
Системный подход Организаций как объект управления – это большая, сложная, вероятностная, открытая система. Субъект управления – это система, обладающая сложностью и разнообразием, соответствующим объекту управления и внешнему окружению. В школе человеческих отношений и поведенческих наук, в школе количественных методов и системного подхода.
Ситуационный подход Организация – открытая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с внешней средой, определяющая необходимость адаптации принципов, методов управления к ситуации. Сформировалась как реакция на увеличение динамизма и неопределенности внешней среды. В современных взглядах на управление, развивающих положения основных научных школ с учетом последних достижений различных отраслей знаний.

В настоящее время сформировалось два направления теории и практики управления.

Первое – количественное, ориентировано на расчеты, оно заключается в количественных методах управления предприятиями, направленных на получение оптимальных объемных показателей. Компьютеризация укрепила это направление, так как управляющие информационные системы могут обрабатывать большой объем информации.

Второе, видит истоки решения проблемы эффективности (доходности) не в цифрах, а в людях, труд которых лежит в основе всех результатов. Ее представители считают важным разгадать загадки того или иного поведения людей в рамках предприятия и выявить, когда и при каких условиях люди работают наиболее эффективно, или, наоборот, что отвращает их от работы и вызывает апатию. Здесь центральным понятием стала мотивация. Это «поведенческая школа».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: