double arrow

Управления

Практическое применение социально-психологических методов

В условиях научно-технической революции необходим творческий подход к решению экономических задач, поэтому возникает необходимость создания таких производственных отношений между коллективом и отдельными работниками, при которых их способности могли бы наиболее полно реализовываться. Деловая, творческая обстановка и здоровый социально-психологический климат являются важнейшими факторами, которые оказывают благоприятное влияние на результаты производства.

В рамках данных методов управления необходимо использовать специальные методы управления на базе познания объективных законов развития общества и социологических исследований, позволяющих собирать информацию о производственных коллективах.

Исследованию подлежат условия труда, квалификация и профессиональный уровень работников, заболеваемость и производственный травматизм, степень удовлетворения потребностей физического и духовного развития членов коллектива за счет общественных фондов и т.д.

При этом применяются различные методы сбора социальной информации:

Интервьюирование – проводится в стандартизированной форме, то есть по заранее подготовленным целенаправленным вопросам и нестандартизированной – допускаются вариации и импровизации;

Анкетирование применяется в случае необходимости сбора массовой информации о групповых и межличностных отношениях в трудовом коллективе при помощи опросных листов – анкет;

Анализу могут подвергаться плановые и отчетные документы о производственном процессе, производительности труда, конечных результатах работы, а также документы общественных организаций, печать, наградные и другие документы, личные дела;

Структурные карты – метод, позволяющий при помощи социолограмм изучить общественные отношения между членами трудового коллектива.

Эксперимент – метод, основанный на создании специальных условий для работы коллектива или на наблюдении за ним в производственной деятельности (лабораторное, естественное).

Затем происходит обработка и анализ социальной информации, группировка ее по различным признакам.

Данные методы направлены на повышение производственной активности – обмен опытом, распространение починов, новаторство, воспитание, убеждение, проведение праздников, чествований, торжеств.

Социальное планирование при этом должно быть тесно связано с технико-экономическим планированием. Показатели плана социального развития должны быть обязательно согласованы с планом технического развития производства и повышения его эффективности, внедрением прогрессивной технологии, планом по труду и заработной плате.

Социальные методы управления подразделяются на следующие группы:

1. Методы управления отдельными групповыми явлениями и процессами;

2. Методы управления индивидуально-личностным поведением.

Методы управления отдельными групповыми явлениями и процессами выделяются методы:

· Повышения социальной активности (призваны повышать инициативу и творческое отношение членов коллектива к исполнению служебных и общественных обязанностей, путем обмена передовым опытом, морального поощрения, развития социальных потребностей и интересов, постановки социальных проблем и перспективных целей, критики и самокритики);

· Социального регулирования (используются для упорядочения общественных отношений в трудовых коллективах организаций и предприятий на основе выявления их общих целей и интересов, проявляются в виде коллективных договоров, соглашений, взаимных обязательств, распределения и очередности удовлетворенности заявок на социальное обслуживание с учетом приоритета в трудовом стаже, состоянии здоровья и т.п.);

· Управления нормативным поведением (цель которых заключается в упорядочении и гармонизации социальных отношений путем введения норм, управляющих развитием отдельных лиц, групп и коллективов в различных ситуациях, к ним относятся правила внутреннего распорядка, уставы, правила этикета, ритуалы).

К методам управления индивидуально-личностным поведением относятся методы внушения, личного примера, ориентирующих условий (информация о зарплате).

Психологические методы представляют собой способы регулирования межличностных отношений путем создания в коллективе оптимального психологического климата. Руководитель должен создать такой психологический климат, который способствовал бы работоспособности коллектива и каждого его члена. Этого можно достигнуть путем комплектования малых групп, гуманизации труда, мотивации, профессионального отбора и обучения работников.

Комплектованию малых групп должны предшествовать специальные исследования психологической совместимости работников, выявление симпатий и антипатий. Методы гуманизации труда предполагают исследование психологического влияния на работников цвета, музыки, монотонности и т.д. мотивация – психологическое побуждение к труду, вызванное интересом, удовлетворенностью (содержание трудовой деятельности, заработная плата, возможность продвижения по работе).

Используя в управлении психологические методы, необходимо помнить, что их следует применять только в комплексе с организационными, экономическими и социальными методами, что дает возможность добиться оптимальной работы системы управления.

Психологические методы управления подразделяются на:

1. Методы формирования и развития трудового коллектива (дают возможность поддерживать на оптимальном уровне количественное соотношение между работниками с учетом их психологической совместимости для регулирования внутриколлективных групповых отношений и предотвращения конфликтных ситуаций в коллективе);

2. Методы гуманизации отношений в трудовом коллективе (заключаются в создании оптимальных взаимоотношений между работниками и руководителем, соответствующих принципов социальной справедливости; к ним относятся: стиль руководства, культура управления, этика руководящей деятельности);

3. Методы психологического побуждения к деятельности (состоят в формировании у работников мотивов к высокопроизводительному труду путем развития инициативы, предприимчивости);

4. Методы профессионального отбора и учения (направлены на то, чтобы психологические характеристики человека соответствовали выполняемой работе).

Лекция 11. Коммуникации в менеджменте


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: