Повышение квалификации.
Персонал сервисных служб, определяющий в конечном итоге имидж и успех фирмы, должен постоянно изучать передовые методы повышения корпоративной культуры, способы адаптации предприятия к факторам постоянно меняющейся внешней среды, принимать непосредственное участие в маркетинговой деятельности фирмы. Конкурентные преимущества предприятия достижимы только при увеличении роли его кадрового потенциала, при профессиональной компетентности каждого члена коллектива, его способности делегировать и принимать на себя полномочия при возникновении внештатных ситуаций. Для этого особенно эффективен такой метод повышения квалификации, как ротация, т. е. перевод сотрудника на различные должности по служебной горизонтали.
Обучение персонала должно производиться постоянно, изо дня в день, в самых разнообразных формах. Кроме традиционных методов повышения квалификации на семинарах и в институтах (включая и Академию туризма), следует на самом предприятии практиковать проведение круглых столов, анализ работы лучших работников, чтобы отметить секреты их мастерства, широко применять методы экспертных оценок и «мозговой атаки» при решении наиболее сложных управленческих задач.
Если фирма планирует выход на уровень международного туризма,
то следует понимать, что успех возможен только при владении персоналом разговорным иностранным языком, что характерно для всех турфирм мира. Эта проблема кажется непреодолимо сложной, но опыт многих предприятий, обслуживающих иностранцев, показывает, что и эту задачу можно успешно решить за два-три месяца обучения персонала, особенно среди молодежи.
Важно понять, что успешное развитие такого высокоэффективного бизнеса, как туризм, возможно лишь при решении центральной задачи – компетентное, профессиональное управление персоналом.
1. Конечной целью перспективной программы развития подготовки,
переподготовки и повышения квалификации следует считать создание в Москве четко работающей, многоступенчатой системы образования в области туристской индустрии, охватывающей все уровни – от профессиональной ориентации школьников до высшего уровня квалификации. Система образования должна быть непрерывной, т.е. фактически в течение всей профессиональной деятельности специалисты должны постоянно повышать свой профессиональный уровень. В противном случае не будет прогресса в управлении, обслуживании, не будет внедрения новых технологий и т.д.
Этапы достижения конечной цели:
1. Провести анализ деятельности образовательных учреждений, действующих сегодня на туристском образовательном рынке Москвы, с целью получения полной информации об их опыте работы, направлениях подготовки специалистов, профессиональном составе преподавателей, уровнем материально- технического оснащения и т.д..
2. Исходя из результатов анализа, возможно, определить специализацию учебных заведений по направлениям в образовательной деятельности в сфере индустрии туризма.
3. Ввести систему добровольной аккредитации образовательных учреждений Москвы как свидетельство уровня качества их деятельности. Список аккредитованных образовательных учреждений публиковать в издании Москвы, в страничке Интернета. Постоянно обновлять такую информацию.
4. Создание высокопрофессиональной учебно-методической базы образовательной деятельности в области туристской индустрии Москвы. Провести анализ существующих учебников, разработок, создать единый их перечень. Опубликовать перечень и довести его до всех образовательных учреждений Москвы. Подготовить перечень новых разработок. Организовать
работу по их написанию, изданию, переводу (с определением, источника финансирования).
5. Подготовка учебных программ для всех видов образовательной деятельности (подготовка, переподготовка, повышение квалификации специалистов) в соответствии с профессиональными стандартами.
6. Создание единого банка данных о преподавательском составе Москвы, исходя при этом из высоких критериев оценки их профессионализма в области проблем туристского бизнеса России, Москвы, знания мирового опыта деятельности туристской индустрии, педагогических качеств и др.
7. Создание централизованной программы (с определением источника финансирования) подготовки и повышения квалификации преподавательского состава московских учебных заведений.
8. Разработка отраслевого образовательного стандарта высшего уровня подготовки специалистов (специальность «Туризм и гостиничное хозяйство»).
9. Создание головного образовательного учреждения организующего вышеуказанную деятельность, с правами образовательной, научно-исследовательской и др. деятельности с определением источника финансирования вышеназванной деятельности (заказ Москвы).
10. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для гостиниц и ресторанов с учетом роста потребности в кадрах в ходе осуществления строительства новых гостиниц и повышения обслуживания в существующих гостиничных предприятиях г. Москвы. Создание тренинговой гостиницы.
11. Подготовка персонала для обслуживания туристов на объектах показа.