Основные категории менеджмента

Понятие и содержание менеджмента

Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения их к действию, с целью достижения поставленных целей путем рационального использования имеющихся финансовых, кадровых, научно-технических и производственных ресурсов, при том менеджерами принимают на себя ответственность за результативность воздействия (рис. 2).

Рис. 2. Кольцо управления

Кольцо управления включает три аспекта:

1. "Кто" управляет "кем" (институциональный аспект);

2. "Как" осуществляется управление и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект);

3. "Чем" осуществляется управление (инструментальный аспект).

В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении:

· сопоставляют существующее состояние с желаемым ("где мы?" и "куда идем?");

· готовят руководящие требования к действиям ("что надо сделать?");

· выбирают критерии принятия решений ("какой путь лучший?");

· определяют инструменты контроля ("куда мы в действительности пришли, и что из этого следует?") (рис.3).

Рис. 3. Сущность менеджмента

Основные факторы, влияющие на становление и разви­тие менеджмента в российской экономике:

* динамика формирования рыночного механизма в экономике и сочетание его с государственным регулированием;

* изменения потребностей общества в про­дукции и услугах;

* обострение внутренней конкуренции вследствие снижения спроса на отече­ственные продукты и услуги;

* адаптация организаций и учреждений к международным стандартам;

* усиление социальных и экологических требований к дея­тельности организаций и учреждений, ориентация менеджмента на внешние факторы эффективности организаций;

* возрастающий спрос на комплексность реализуемой продукции и услуг;

* повышение общественной значимости и оценки менеджмента, стремление к обучению и повышению профессиональной квалификации.

Категория менеджмента - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие свойства и устойчивые отношения в процессах управления органи­зацией.

Объектом менеджмента, его основополагающей категорией являетсяорганизация (предприятие).

Природа, свойства и формальная структура организации как объекта управления зависят от ее вида, иерархического уровня и функциональной обла­сти деятельности.

Менеджеры (субъекты менеджмента) - руководители раз­личного уровня, занимающие постоянную должность в органи­зации и наделенные полномочиями в принятии реше­ний в определенных сферах деятельности организации.

Категория «менеджер» распространяется на:

* руководителей организации;

* руководителей структурных звеньев;

* организаторов определенных видов работ (администра­торов).

Виды менеджмента - специальные области управленчес­кой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

Общий или генеральный менеджмент, заключается в уп­равлении деятельностью организации в целом или ее самосто­ятельными хозяйственными звеньями.

Функциональный, или специальный менеджмент, заключается в управлении определенными сферами деятельности ор­ганизации или ее звеньев, например управление инновацион­ной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т.п.

По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.

Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предприниматель­ской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.

Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля над их реализацией.

Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практичес­кую реализацию принятых стратегий развития организации.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: