Понятие и содержание менеджмента
Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения их к действию, с целью достижения поставленных целей путем рационального использования имеющихся финансовых, кадровых, научно-технических и производственных ресурсов, при том менеджерами принимают на себя ответственность за результативность воздействия (рис. 2).
Рис. 2. Кольцо управления
Кольцо управления включает три аспекта:
1. "Кто" управляет "кем" (институциональный аспект);
2. "Как" осуществляется управление и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект);
3. "Чем" осуществляется управление (инструментальный аспект).
В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении:
· сопоставляют существующее состояние с желаемым ("где мы?" и "куда идем?");
· готовят руководящие требования к действиям ("что надо сделать?");
· выбирают критерии принятия решений ("какой путь лучший?");
· определяют инструменты контроля ("куда мы в действительности пришли, и что из этого следует?") (рис.3).
Рис. 3. Сущность менеджмента
Основные факторы, влияющие на становление и развитие менеджмента в российской экономике:
* динамика формирования рыночного механизма в экономике и сочетание его с государственным регулированием;
* изменения потребностей общества в продукции и услугах;
* обострение внутренней конкуренции вследствие снижения спроса на отечественные продукты и услуги;
* адаптация организаций и учреждений к международным стандартам;
* усиление социальных и экологических требований к деятельности организаций и учреждений, ориентация менеджмента на внешние факторы эффективности организаций;
* возрастающий спрос на комплексность реализуемой продукции и услуг;
* повышение общественной значимости и оценки менеджмента, стремление к обучению и повышению профессиональной квалификации.
Категория менеджмента - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.
Объектом менеджмента, его основополагающей категорией являетсяорганизация (предприятие).
Природа, свойства и формальная структура организации как объекта управления зависят от ее вида, иерархического уровня и функциональной области деятельности.
Менеджеры (субъекты менеджмента) - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в принятии решений в определенных сферах деятельности организации.
Категория «менеджер» распространяется на:
* руководителей организации;
* руководителей структурных звеньев;
* организаторов определенных видов работ (администраторов).
Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.
Общий или генеральный менеджмент, заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельными хозяйственными звеньями.
Функциональный, или специальный менеджмент, заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев, например управление инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т.п.
По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.
Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.
Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля над их реализацией.
Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
Таблица 1