Процессы поощрения и стимулирования занимают важное место в системе управления персоналом.
Среди специалистов принято использование следующей профессиональной терминологии:
- мотивация или стимулирование – процесс инициирования и поддержки действий персонала, направленный на достижение какой -либо цели. Другими словами, – это внушение персоналу определенной идеи что-либо сделать не потому, что заставляют, а потому, что хочется это сделать;
- система мотивации или стимулирования – это условия, предоставляемые туристическим предприятием в качестве компенсаций и авансов за труд персонала;
- мотивированность – настроенность сотрудника.
Главная цель процесса стимулирования – сформировать необходимое туристской организации трудовое поведение персонала и поддерживать его на уровне самовоспроизводства, а нежелательные проявления в трудовом поведении персонала подавлять или предотвращать их появление.
Формы стимулирования могут приобретать как материальное, так и нематериальное выражение.
Основные принципы создания системы стимулирования базируются на следующих постулатах:
- ориентация персонала на выполнение поставленных перед туристским предприятием целей. Инструменты стимулирования подбираются, исходя из поставленных стратегических и тактических целей перед туристским предприятием, и таким образом, чтобы активизировать персонал и заинтересовать в их выполнении;
- объективная шкала оценки. Критерии оценки деятельности персонала должны носить выражено количественный или описательно поведенческий характер;
- прозрачная система отношений. Механизмы начисления заработной платы и премирования, присвоения рангов, званий и квалификаций должны быть ясно прописаны, доведены до сведения сотрудников, которые должны иметь к ним свободный доступ в случае необходимости;
- комплексная система стимулирования, которая разрабатывается для всех уровней персонала и по каждому подразделению туристского предприятия. Она учитывает организационные и личностные моменты.
При разработке системы стимулирования следует учитывать тот факт,
что некоторые составляющие разработанной программы будут выполнять не
возложенную на нее мотивационную роль, а наоборот, демотивационную.
Они могут существенно снизить или вообще загубить инициативу сотрудника, а также его заинтересованность в выполнении возложенных на него должностных обязанностей. Следовательно, систему мотивации и всю организацию работы в компании необходимо проверять на наличие таких демотиваторови, по возможности, стараться их исключить.
Демотиваторы – это неоправданные ожидания. Могут возникнуть при приеме на работу в том случае, когда претенденту дают информацию о компании, характеризующую ее только с самой лучшей стороны, умалчивая все возможные неприятные или негативные нюансы внутренней организации (моральный климат, условия труда и т.п.). Как следствие, происходит формирование нереалистичных ожиданий, которые не находят подтверждения в реальных условиях.
Невостребованность потенциала сотрудника. Когда сотрудник не может использовать в работе каких-либо навыков, которые он ценит, у него постепенно формируется неудовлетворенность своей работой, утрачиваются навыки невостребованного потенциала и появляется установка, что он «слишком хорош для этого места» или «его недооценивают».
Игнорирование идей и инициативы. Новый сотрудник на предприятии, как правило, привносит много новых идей, сформированных за счет предыдущего опыта, и в результате «новый» взгляд со стороны на привычные процессы для основного персонала гостиницы. Пренебрежение подобными идеями и инициативами демотивирует такого сотрудника.
Рекомендуемая литература
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА * | |
1. | Экономика и предпринимательство в социально - культурном сервисе и туризме: учебник/ Под ред. М.А. Морозова, Т.И. Якушкиной – М.: 2009 |
2. | Менеджмент в туристическом бизнесе: учебник/Под ред. М.А. Жуковой, - М.:2009 |
3. | Менеджмент в туризме: учебник Д.Л. Бикташева – М.: 2007 |
4. | Менеджмент в АПК: учебник/ Под ред. Ю.Б. Королева, – М.: 2007 |
Организация международного туризма: Учебник. В. С. Сенин – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003 | |
Менеджмент туризма и гостиничной индустрии: Учебное пособие / С.А. Потапова– М.: МИЭМП, 2008 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
7. | Волков Ю.Ф. Технология гостиничного обслуживания. – Ростов н\Д: |
Феникс, 2003. | |
8. | Волошин Н.И. и др.Туризм как объект управления учебник для вузов – М.:финансы и статистика, 2002. |
9. | Гамов В., Старичкова Н. Менеджмент качества и оценка соответствия |
в туризме. – М.: Феникс, 2007. | |
10. | Гостиничный и туристический бизнес / Под ред. А.Л.Чудновского. – М.: 2000. |
11. | Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. – М.: При- |
ор, 1999. | |
12. | Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб.: Издательство «Пи тер», 1999. |
13. | Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: учеб. Пособие. – М.: |
КНОРУС, 2005. | |
14. | Зорин И.В. Менеджмент туризма: туризм и отраслевые системы. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. |
15. | Ильина Е.Н. Менеджмент транспортных услуг. – М.: Советский спорт, 2005. |
16. | Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. |
– Минск: Новое знание, 2002. | |
17. | Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. – М.: Приор, 1996. |
18. | Квартальнов В.А. Иностранный туризм. – М.: Финансы и статистика, 1999. |
19. | Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме. – М.: Финансы и статистика, 1999. |
20. | Кусков А.С., Понукалина О.В. Менеджмент транспортных услуг. – М.: Росконсульт, 2004 |
21. | Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства. – М.: Экономика 2000 |
22. | Родигин Л.А. Информационные технологии в гостиничном и туристическом менеджменте. – М.: РИБ «Турист», 1997. |
23. | Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник – М.: Финансы и статистика, 2004 |
24. | Стадиник А.А. Технология приема и обслуживания туристов в гостинице. Метод. разраб. – М.: ВШТ и ГХ, 1995. |
25. | Организация туризма: Учеб. пособие / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др.; Под. ред. Н.И. Кабушкина и др. – Мн.: Новое знание, 2003 |
26. | Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник /Под ред. А.Д.Чудновского. |
– М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем» - изд-во «Экмос», 2001. | |
27. | Уокер Д.Введение в гостеприимство / Пер. с англ. – М.: Юнити, 2002. |
28. | Чудновский А.Д., Жукова М.А. менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учеб.пособ. – М.: КНОРУС, 2005. |
[1] Баринов В.А., Болотова Л.С., Волкова В.Н. и др.Теория систем и системный анализ в управлении организациями: справочник. – М.: «Финансы и статистика», с. 25.