Москва 2004

Курс лекций

МЕНЕДЖМЕНТ

А.И. Федоренко

для студентов, обучающихся по специальностям

"Экономика автомобильного транспорта" и

"Экономика дорожного строительства"

Утверждено

в качестве учебного пособия

редсоветом МАДИ (ГТУ)


УДК 338.2

ББК 65.290-2

Федоренко А.И. Менеджмент: Курс лекций/МАДИ (ГТУ). М.,2004.

157 с.

Рецензенты:

проф. Миротин Л.Б. (МАДИ - ГТУ).

проф. Ляско В.И. (МАДИ - ГТУ).

В Курсе лекций с большим количеством схем и таблиц изложены основные положения общей теории менеджмента, изучаемой студентами Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета), обучающимися по специальностям "Экономика автомобильного транспорта" и "Экономика дорожного строительства".

Более подробно отдельные положения теории менеджмента будут рассмотрены студентами в последующих специализированных курсах по менеджменту.

В подготовке Курса лекций приняла участие инженер-преподаватель В.Э. Анисимова.

© Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет), 2004 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. «Сущность и категории менеджмента»…………… 7

1.1. Понятие и содержание менеджмента…………….……….. 8

1.2. Основные категории менеджмента……………………….11

1.3. Принципы эффективного менеджмента……………..…..14

Тема 2 «Эволюция менеджмента и его

современные концепции»………… …………………………..15

2.1. Истоки возникновения современного менеджмента…………………………………………………….…15

2.2. Развитие школ управления и эволюция

управляющих систем….…………………………………………..20

2.3. Современные концепции управления…………….…….…21

Тема 3. «Виды и элементы организаций»… ……………...23

3.1. Виды организаций………………………..…………………..23

3.2. Элементы организаций………………………………………25

3.3. Ограничения и условия функционирования организации…..……………………………………………………..26

Тема 4. «Менеджеры в организации»……………………….27

4.1. Типы менеджеров…………………………….……………..27

4.2. Задачи и роли менеджеров……………………...…….……28

4.3. Качества менеджеров и предпринимателей…….. ……..30

Тема 5. «Эффективность менеджмента»…..…… ………..33

5.1. Способы оценки эффективности менеджмента

орга­низации……………………………………………………… 33

5.2. Признаки эффективного менеджмента……….……….…34

5.3. Пути повышения эффективности менеджмента

в организации……………..…………………………………….….36

Тема 6. «Природа и состав функций менеджмента».40

6.1. Понятие и виды функций менеджмента……………..…...40

6.2. Состав и содержание социально-психологических

функций менеджмента…………………………………………….45

6.3. Состав и содержание технологических функций

ме­неджмента ………………………………………………..……..47

Тема 7. Формирование целей и стратегия организации»……………………………………………….……...50

7.1. Основные понятия и категории стратегического

менеджмента………………………………………………………..50

7.2. Сценарий стратегического управления и его этапы.......52

7.3. Процесс выработки и реализации стратегических

решений…………………………………………………………..….58

Тема 8. «Планирование как функция менеджмента»…....61

8.1. Сущность функции «планирование»…… ….……………..61

8.2. Виды планирования…………………………………………..65

8.3. Процесс планирования………………………………..……..70

Тема 9. «Организация в системе менеджмента»...…….. 71

9.1. Сущность и элементы организации…………… ………...71

9.2. Организационные структуры организаций………..……..72

9.3. Организация производственных процессов……………...75

Тема 10. «Контроль и регулирование в системе менеджмента»… ……………………………… ……………...... 81

10.1. Значение и содержание функций контроля

и регули­рования…………………………………………………....81

10.2. Процесс контроля и регулирования…………………… 83

Тема 11.«Управленческое решение в системе

менеджмента»… ………………..………………………………... 84

11.1. Понятие решения, субъекты и типология

управленче­ских решений……….………………………………...84

11.2. Процесс принятия рациональных

решений в менеджменте……………………….…………………86

11.3. Формы регламентации управленческой деятельности.90

Тема 12. "Методы и инструменты менеджмента"….…….93

12.1. Методы менеджмента………………………………………93

12.2. Моделирование в менеджменте…………....…………….95

12.3. Инструменты менеджмента………………………...…..…97

Тема 13. "Коммуникации в менеджменте"……………..….100

13.1. Понятие и сущность коммуникаций в менеджменте…100

13.2. Структура процесса коммуникаций………………….….103

13.3. Коммуникационные барьеры и их преодоление…….. 103

13.4. Информационная система в организациях……………105

Тема 14. "Делегирование в менеджменте"…….…………107

14.1. Сущность делегирования……………………….………..107

14.2. Виды полномочий………………………….……………....109

14.3. Централизация и децентрализация задач управления………………………………………………………...111

14.4. Эффективность делегирования…….……………..…….113

Тема 15. "Мотивация в менеджменте"……………………..114

15.1. Основные понятия и теории мотивации……………….114

15.2. Содержательные теории мотивации……..…………….115

15.3. Процессуальные теории мотивации……….………..….118

15.4. Система мотивации организации…………………….…120

Тема 16. "Стили руководства"……………………………….124

16.1. Понятие и виды стилей руководства……………………124

16.2. Формы коллегиальности в менеджменте….…………..131

16.3. Способы оценки руководителей…………………….…..134

Тема 17. "Основы деловых отношений в

менеджменте"……………………………………………………136

17.1 Основные правила делового общения…...136

17.2. Неформальные группы и лидеры

коллектива…………………………………………………………138

17.3. Конфликты в коллективе и способы их

разрешения………………………………………………………..141

Контрольные вопросы……………..…………………………….144

Рекомендуемая литература……………………… ……………156


Тема 1. "Сущность и категории менеджмента"

Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления. Их суть сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности. Обычно такая деятельность осуществляется в некоторых организациях (предприятиях, фирмах и т. д.), созданных с этой целью.

Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).

Управление осуществляется в рамках единого процесса управления (кольца управления), что показано на рис. 1.


Рис.1 Процесс управления

Американское определение менеджмента - "делать что-либо руками других". Наш предмет должен дать общую концепцию управления, точно определить место и взаимосвязь его отдельных фаз, а также дать практические навыки управления.

Любое управление происходит внутри некоторой организации. При этом управляют: созданием этой организации, взаимодействием ее частей, производственным процессом, развитием организации, ее взаимоотношениями с другими субъектами рыночной среды.

Вне зависимости от уровня управления разделение труда неминуемо ведет к реализации принципа: "кто производит - не управляет, кто управляет - не производит".

Если у Вас нет подчиненных, и Вы организуете свою работу сами - Вы производственник. Если Вы менеджер, то Вы управляете подчиненными, ставите им задачи, проводите инструктаж, передаете опыт, предоставляете средства, информацию, делегируете полномочия и контролируете (подводите итоги процесса). Таким образом, Вы не только управляете людьми, но и должны мотивировать их действия. Каждая ошибка - это не только потери в деньгах, но и разочарование, потеря потенциала Ваших сотрудников. Управление - это и наука и искусство одновременно, прежде всего, потому, что Вы управляете людьми с их субъективными особенностями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: