Содержание управленческой деятельности
Рис. 10. Формы принятия решений в зависимости от степени
участия руководителя и подчиненных
Таблица 19
Уровни разделения управленческого труда и соответствующие нормативные документы
Уровни разделения управленческого труда | Нормативные документы |
Функции управления | Структура управления |
Функции управленческого подразделения | Положение о подразделении |
Обязанности работника аппарата управления | Должностная инструкция |
Управленческие работы (подфункции) | План-график выполнения управленческих работ |
Операции | Процедура выполнения управленческих работ |
Функции управленческого подразделения - управленческая деятельность постоянного характера, конкретизирующая функции управления.
Обязанности работников аппарата управления - управленческая деятельность постоянного характера, конкретизирующая функции подразделения.
Управленческая работа (подфункция) - управленческая деятельность, конкретизирующая обязанности работника с указанием результата и срока (периода) выполнения.
Операция - этап управленческой работы, заканчивающийся самостоятельным промежуточным результатом.
Процедура - совокупность операций по выполнению управленческой работы (подфункции) с приложением форм (образцов) заполняемых документов.
Разработка положений, инструкций и управленческих процедур - важное вспомогательное средство в принятии эффективных организационных решений по ситуациям, повторяющимся с определенной частотой.
Преимущества разработки нормативных документов для решения типовых задач:
1. Снижение вероятности ошибок при выполнении функциональных обязанностей.
2. Более быстрое и качественное вхождение в должность вновь принятых работников.
«Предприятие, лишенное стандартных инструкций, неспособно к неуклонному движению вперед... Пять лет планового и регистрируемого движения вперед дают больше, чем двадцать лет случайных попыток, результаты которых остаются только в памяти сменяющихся служащих».
Тема 12. "Методы и инструменты менеджмента"
Методы менеджмента - система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.
В менеджменте различают:
- методы управления функциональными подсистемами организации;
- методы выполнения функций менеджмента;
- методы подготовки и принятия управленческих решений.
Первая группа методов связана со структурой организации, в которой имеется функциональное разделение управленческого труда по таким видам работ, как маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал и т.д. Методы, применяемые в соответствующих структурных подразделениях, отражают их специфику в постановке целей и определении состава работ, необходимых для их достижения.
В основу второй группы менеджмента положено представление процесса управления как процесса выполнения совокупности взаимосвязанных функций менеджмента. Здесь различают соответственно методы целеполагания, планирования, организации, контроля и др.
В основу выделения третьей группы методов менеджмента положено описание процесса управления с позиции процесса принятия решений. В соответствии с этим методы этой группы подразделяются:
- методы подготовки и обоснования решений;
- методы выбора решений;
- методы реализации решений.
Состав и сущность применяемых в практике методов менеджмента, соответствующих названным группам, достаточно детально изложены в отдельных разделах настоящего курса.
Выбор конкретного метода решения той или иной задачи менеджмента осуществляется в соответствии с характером управленческого решения, принятым в организации стилем руководства, а также структурой коммуникационных сетей и информационного обеспечения системы менеджмента в организации.