Значение и содержание функций
Единичный тип производства
Серийный тип производства
Характеристика: регулярная повторяемость одних и тех же работ на рабочих местах в планируемом периоде. На каждом рабочем месте выполняется более одной производственной работы. Работа партиями.
Прерывное движение предметов труда в производственном процессе.
Оборудование: специализированное, универсальное, расположено по признакам технологической однородности, группами.
Технология: маршрутно-операционная; нормативы менее точны; сборка изделий и механическая обработка на многопредметных поточных линиях; оснастка специальная, специализированная, универсальная.
Персонал: квалификация более высокая.
Факторы эффективности: изменение длительности производственного цикла за счет применения различных видов движения, увеличения производительности при использовании групповых методов организации производства.
Разновидность: крупносерийное, среднесерийное, мелкосерийное.
Характеристика: нерегулярная повторяемость или неповторяемость работ на рабочих местах в плановом периоде; прерывное движение предметов труда в производственном процессе.
Оборудование: универсальное.
Технология: маршрутная, нормативы укрупненные, опытно-статистические; сборка изделий индивидуальная, механическая обработка на технологических участках; оснастка универсальная, переналаживаемая.
Персонал: высокая квалификация.
Факторы эффективности: высокая гибкость системы; повышенная адаптивная способность.
Разновидность единичного типа производства: опытное производство.
Выбор целесообразного типа производства относится к числу важнейших управленческих решений менеджмента организации. Он осуществляется на основе тщательных маркетинговых исследований, оценки устойчивости спроса, расчетов оптимальных производственных программ, оценки их трудоемкости и проектных планировок. В каждой фирме возможна организация и функционирование различных типов производств по различным продуктам.
Тема 10. "Контроль и регулирование
в системе менеджмента"
контроля и регулирования
Цель функций контроля и регулирования - обеспечение эффективного осуществления всех основных функций менеджмента.
Контроль - постоянный процесс, обеспечивающий достижение организацией принятых целей развития путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды.
Контролькомплексная функция, включающая в себя функции учета, оценки, анализа.
Задачи контроля:
· сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция - учет);
· оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов - плановых заданий, нормативов (функция - оценка);
· анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция - анализ);
· прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.
Регулирование - процесс выработки корректирующих мер и реализации, принятых организационно-технологических, экономических и технических решений, обеспечивающих своевременное и безусловное устранение выявленных проблем (отклонений).
Задача регулирования - обновление (актуализация) плановых заданий, нормативов, стандартов с целью обеспечения своевременного и эффективного достижения целей организации.
Функция «контроль» переходит в функцию «регулирование» в момент принятия и реализации решений по корректированию выявленных отклонений.
«Контроль» выступает как функция обратной связи в процессе управления: информационные потоки в нем направлены от объекта к субъекту управления.
Контроль завершает управленческий цикл и связывает результаты анализа отклонений от желаемого состояния объекта со всеми основными функциями менеджмента.
По данным контроля производится корректировка ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показателей или организационных условий их выполнения, т.е. осуществляется обратная связь в управленческом цикле.
В процессе контроля и регулирования выделяются три этапа, на каждом из которых реализуется комплекс различных мер:
* выработка стандартов и критериев;
* сопоставление фактических результатов с ожидаемыми;
* принятие корректирующих мер.
Первый этап процесса контроля непосредственно связан с функцией планирования. На этом этапе устанавливаются стандарты и критерии оценки деятельности объекта управления, которые определяются при планировании. Стандарты, используемые для контроля, отражаются в форме плановых заданий, нормативов, показателей и выбираются из целей и стратегий развития объекта управления и его основных областей.
Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении фактически достигнутых результатов функционирования объекта управления с установленными стандартами. На этом этапе определяются интервалы допустимых отклонений от установленных стандартов, измеряются фактически достигнутые результаты и выявляются существенные отклонения, требующие принятия корректирующих мер.
На третьем этапе анализируются причины возникновения отклонений, и выбирается один из трех вариантов поведения: ничего не предпринимать; устранить отклонения, прежде чем они перерастут в крупные проблемы; пересмотреть стандарты.
Тема 11. "Управленческое решение в системе менеджмента"