Процесс контроля и регулирования

Значение и содержание функций

Единичный тип производства

Серийный тип производства

Характеристика: регулярная повторяемость одних и тех же работ на рабочих местах в планируемом периоде. На каждом рабочем месте выполняется более одной производственной работы. Работа партиями.

Прерывное движение предметов труда в производственном процессе.

Оборудование: специализированное, универсальное, расположено по признакам технологической однородности, груп­пами.

Технология: маршрутно-операционная; нормативы менее точны; сборка изделий и механическая обработка на многопредметных поточных линиях; оснастка специальная, специализированная, универсальная.

Персонал: квалификация более высокая.

Факторы эффективности: изменение длительности произ­водственного цикла за счет применения различных видов дви­жения, увеличения производительности при использовании груп­повых методов организации производства.

Разновидность: крупносерийное, среднесерийное, мел­косерийное.

Характеристика: нерегулярная повторяемость или неповторяемость работ на рабочих местах в плановом периоде; прерывное движение предметов труда в производственном процессе.

Оборудование: универсальное.

Технология: маршрутная, нормативы укрупненные, опытно-статистические; сборка изделий индивидуальная, механическая обработка на технологических участках; оснастка универсальная, переналаживаемая.

Персонал: высокая квалификация.

Факторы эффективности: высокая гибкость системы; повышенная адаптивная способность.

Разновидность единичного типа производства: опытное производство.

Выбор целесообразного типа производства относится к числу важнейших управленческих решений менеджмента организации. Он осуществляется на основе тщательных маркетинговых исследований, оценки устойчивости спроса, расчетов оптимальных производственных программ, оценки их трудоемкости и проектных планировок. В каждой фирме возможна организация и функционирова­ние различных типов производств по различным продуктам.

Тема 10. "Контроль и регулирование

в системе менеджмента"

контроля и регули­рования

Цель функций контроля и регулирования - обеспечение эффективного осуществления всех основных функций менеджмента.

Контроль - постоянный процесс, обеспечивающий дости­жение организацией принятых целей развития путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды.

Контролькомплексная функция, включающая в себя функции учета, оценки, анализа.

Задачи контроля:

· сбор и систематизация информации о фактическом со­стоянии деятельности и ее результатах (функция - учет);

· оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов - плановых заданий, нормативов (функция - оценка);

· анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция - анализ);

· прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воз­действий.

Регулирование - процесс выработки корректирующих мер и реализации, принятых организационно-технологических, экономических и технических решений, обеспечивающих своевременное и безусловное устранение выявленных проблем (отклонений).

Задача регулирования - обновление (актуализация) плано­вых заданий, нормативов, стандартов с целью обеспечения своевременного и эффективного достижения целей организации.

Функция «контроль» переходит в функцию «регулирова­ние» в момент принятия и реализации решений по корректиро­ванию выявленных отклонений.

«Контроль» выступает как функция обратной связи в процессе управления: информационные потоки в нем направлены от объекта к субъекту управления.

Контроль завершает управленческий цикл и связывает результаты анализа отклонений от желаемого состояния объ­екта со всеми основными функциями менеджмента.

По данным контроля производится корректировка ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показа­телей или организационных условий их выполнения, т.е. осу­ществляется обратная связь в управленческом цикле.

В процессе контроля и регулирования выделяются три эта­па, на каждом из которых реализуется комплекс различных мер:

* выработка стандартов и критериев;

* сопоставление фактических результатов с ожидаемыми;

* принятие корректирующих мер.

Первый этап процесса контроля непосредственно связан с функцией планирования. На этом этапе устанавлива­ются стандарты и критерии оценки деятельности объекта управления, которые определяются при планировании. Стандарты, используемые для контроля, отражаются в форме плановых заданий, нормативов, показателей и выбираются из целей и стратегий развития объекта управления и его основных областей.

Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении фактически достигнутых результатов функционирования объекта управления с установленными стандартами. На этом этапе определяются интервалы допустимых отклонений от установленных стандартов, измеряются фактически достигнутые результаты и выявляются существенные отклонения, требующие принятия корректирующих мер.

На третьем этапе анализируются причины возникновения отклонений, и выбирается один из трех вариантов поведения: ничего не предпринимать; устранить отклонения, прежде чем они перерастут в крупные проблемы; пересмотреть стандарты.

Тема 11. "Управленческое решение в системе менеджмента"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: