Термин "менеджмент" употребляется в двух основных смысловых значениях: менеджмент как коллектив (группа) руководителей (управляющих) организаций, прежде всего — высших; менеджмент как управление людьми в организациях. В Оксфордском словаре это значение менеджмента трактуется как особого рода умелость и административные навыки, власть и искусство управления, способы и методы обращения с людьми.
Менеджмент какразновидность социального управления предопределен объективными общественными законами, изложенными социологией, политологией, социальной психологией. Формируется под влиянием межгосударственного управления, осуществляемого межгосударственными органами управления, международными правительственными и неправительственными организациями, транснациональными корпорациями, интернациональными банковскими и финансовыми учреждениями, товарными и валютными биржами. Непосредственно зависит от проводимой государством экономической политики в области формирования и использования бюджета, налоговой, инновационной, инвестиционной, кредитной, денежной, таможенной, внешнеэкономической политики, от государственного регулирования цен, оплаты труда, действующего законодательства. Подпадает под влияние местных органов управления, отраслевой принадлежности организации; подчиняется влиянию культурной среды и культурного уровня экономических субъектов. Управляет совместной и индивидуальной деятельностью людей, личностью, коллективом в организациях; устанавливает систему отношений между людьми, включает их в созидательный процесс совместной трудовой деятельности.
Менеджмент как социальное управление прежде всего ориентирован на работу с персоналом с целью максимально эффективного использования и интенсивного развития потенциала каждого работника, а также обеспечения удовлетворенности человека от взаимодействия с предприятием, от отношения к нему и его вкладу в совместную работу.
Особо проявляется менеджмент как социальное управление в социально-культурной сфере, т.е.тех структурах общества, в рамках которых осуществляется социально-культурное воспроизводство. Это разнообразные социальные институты, совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения. Их деятельность удовлетворяет культурные и информационные потребности населения, развивает человеческий потенциал как источник и конечную цель общественного развития.
Самостоятельной частью социально-культурной сферы является отрасль культуры, направленная на создание продукта, способного формировать и способная удовлетворять культурные потребности людей (не обязательно имеющие систематический характер) особым способом, с использованием особых средств, восприятие которых осуществляется добровольно, с учетом интересов личности (в свободное время). Генеральная функция менеджмента в сфере культуры — создание условий для наиболее полного развития и саморазвития, самоутверждения, самореализации различных слоев населения социума в сфере досуга. Управление в сфере культуры призвано способствовать социализации личности, ее развитию, ее "врастанию в человеческую культуру", преодолению дефицита общения [2].
Менеджмент как предпринимательское управление направлен на решение новых задач, или на улучшение уже существующего, или на постижение и реализацию новой комбинации существующих факторов производства. Нацелен на получение прибыли, предпринимательского дохода, на коммерческий успех в интересах предпринимателя — собственника имущества предприятия, что регламентируются организационно-правой формой предприятия, учредительными документами и устными договоренностями. Может иметь антикризисную направленность для упреждения нежелательного развития хозяйственных ситуаций в связи с динамикой внешней среды и на основе инновационной деятельности. Реализуется в свободной, самостоятельной и инициативной деятельности в соответствии с полномочиями и в рамках действующих законов. Функции менеджера и предпринимателя могут совпадать, если предприниматель занимает должность в аппарате управления собственным предприятием.
Предпринимательский менеджмент основан на деловой энергии сотрудников, которая является основой успешного функционирования, роста, движения любой компании и наиболее полно реализуется в организациях, вовлекающих в производственную деятельность творческий потенциал сотрудников и где их деловая активность суммируется, подпитывает и корректирует друг друга. При авторитарном руководстве зачастую источником деловой энергии является исключительно высшее руководство при пассивности сотрудников, такие компании успешны при достижении краткосрочных и среднесрочных целей и подвержены серьезным рискам на длинных временных интервалах. В компаниях, где основной ценностью является регламент, часто исключительно разумный, деловая энергия сотрудников гасится инструкцией [3].
Признаки и роли менеджера. Термин "менеджер" в рыночной экономике широко распространен и употребляется применительно к руководителям предприятия, его структурных подразделений: управлений, отделов, отделений, производств, цехов, участков и т.п. Это наемный управляющий: собственник предприятия (бизнесмен), как правило, нанимает главного менеджера — руководителя предприятия, который в свою очередь подбирает и вводит в должность других менеджеров и работников организации. В отдельных случаях учредительными документами предприятия может быть предусмотрен и другой порядок найма заместителей руководителя и других менеджеров организации. Менеджер является должностным лицом, занимая определенную вакансию в штатном расписании организации — управленческий пост и выполняет управленческие функции с использованием делегированных ему полномочий, т.е. ограниченным правом распоряжаться ресурсами организации и направлять усилия персонала (управлять их знаниями, умениями, навыками) для достижения целей предприятия. Это предопределяет возможность менеджера осуществлять власть и влиять на ситуацию, решать проблемы, т.е. принимать и реализовывать управленческие решения. Менеджер должен владеть специальной профессиональной подготовкой. Профессионализация менеджмента обусловлена возрастающей сложностью управления, которая определяется как увеличением масштабов управления, так и усложнением его структуры и технологии, усилением динамики, повышением социальной ответственности, обострением конкуренции. Современный менеджмент — это управление в условиях экономического риска и угрозы банкротства. Профессиональное обучение в сфере управления необходимо и не может быть заменено подготовкой по отдельным специальностям: гуманитарным, экономическим, техническим, естественнонаучным.
Реальная управленческая практика расширяет признаки менеджера: он может совмещать функции предпринимателя и собственника, иметь в распоряжении только два ресурса: информацию и время, однако в любом случае он должен обладать широким диапазоном профессиональных качеств.
Осуществляя управление менеджер выбирает такой способ поведения, который соответствует принятым в обществе нормам и соответствует ожиданиям окружения, т.е. выступает в разных ролях: организатора, обеспечивающего взаимодействие сотрудников; администратора, применяющего меры регламентируемого воздействия; специалиста, ставящего задачи, определяющего что и как надо делать для выполнения работы; дипломата, ведущего переговоры, контактирующего с внешней средой; инноватора, воплощающего в жизнь достижения научно-технического и социального прогресса; предпринимателя, работающего в условиях неопределенности и риска; воспитателя, морально мотивирующего деятельность сотрудников, ориентирующего их на творческий, инициативный, эффективный труд; общественного деятеля, формирующего позитивное мнение об организации во внешней среде [10].
Роли менеджеров взаимозависимы и взаимодействуют, создавая единый управленческий процесс. Выполнение ролей составляют объем и содержание работы менеджера любой конкретной организации независимо от ее характера и размеров. Г.Минцберг группирует в три блока социальные роли руководителя.
Роли межличностные:
• главного руководителя (выполнение обязанностей политического, правового или социального характера);
• лидера (мотивирование, активизация подчиненных, набор и подготовка работников организации);
• связующего звена (переписка, участие в совещаниях, работа с внешними организациями и лицами).
Роли информационные:
• получателя информации (постоянный поиск информации, в основном оперативного или текущего характера, необходимой для управления организацией и выполнения собственной работы);
• распространителя информации (передача информации членам организации, полученной из внешних источников или от других подчиненных);
• представителя организации (передача информации для внешних организаций относительно планов, политики, действий, результатов работы организации).
Роли, связанные с принятием решений:
• инициатора изменений, связанных с началом новых проектов или использованием новых возможностей;
• устранителя проблем;
• распределителя ресурсов, которые необходимы для выполнения запланированных работ и достижения целей;
• ведущего переговоры, постоянно согласовывающего действия с другими членами организации и заинтересованными лицами из разных организаций.
Значение каждой из ролей в работе менеджеров зависит от выполняемой ими работы и позиции, занимаемой в организации. Но само содержание этих ролей показывает, что управленческий персонал — это важнейший ресурс организации, от которого зависит само ее существование, возможности роста и развития.