Управленческая технология — искусство, мастерство и умение, набор средств и методов для осуществления целенаправленного управленческого воздействия. Включает: методы и средства сбора и обработки информации; приемы эффективного воздействия на работников; принципы, законы и закономерности организации и управления; системы контроля.
По мере развития различных форм жизнедеятельности общества неизбежно происходила все большая специализация тех или иных видов деятельности, что в свою очередь явилось главным стимулом развития технологий осуществления этой деятельности. Это происходило не только в материальном производство, но и в технологии социальной самоорганизации, управления, познания, образования. В слабо специализированных областях темп развития технологий, изобретений, внедрения новаций, как известно, существенно ниже. Таким образом, в процессе разделения труда, социальных функций и ролей люди становились все более узкими и изощренными специалистами - каждый в своей области.
Первые, самые простые формы упорядочения и организации совместного труда (начальный этап) связаныс эпохой становления производящей деятельности, когда происходило размежевание присваивающей деятельности (охоты, собирательства) с элементарной производящей (земледелием и скотоводством). В культурологической литературе эта эпоха обычно называется архаической или «варварской».
Эпоха раннегородских цивилизаций (доиндустриальная) — разделение сельскохозяйственной деятельности и городского производства материального и духовного продукта, использование экстенсивных технологий работы; формулировка принципов и правил в отношениях «управляющие – управляемые», выделение профессии управляющего; изменение содержания управленческих подходов от признания справедливости рабства и управления рабами до идей раннего христианства, провозглашавших равенство и справедливость в отношениях людей.
Новая эпоха (индустриальная) — от мануфактуры к стремительному росту массового производства продукции для урбанизированного рынка потребления, переход к интенсивным технологиям производства продукции, услуг, общества, личности (при сохранении экстенсивных способов управления этими процессами); филантропический план улучшения условий жизни рабочих Р.Оуэна; тейлоризм и научный менеджмент. Если в доиндустриальном обществе господствовала примитивная технология тотального принуждения, то индустриальное общество дало начало новой управленческой технологии, получившей развитие в постиндустриальном обществе.
Современный этап (постиндустриальная эпоха) — переход к интенсивным технологиям управления социокультурной жизнью сообществ, использование более совершенных (компьютерных) систем получения и обработки информации (и принятия управленческих решений), а также автоматизированных систем производства. Системный и ситуационный подходы к управлению [16].
Эволюция управления в XX веке состоит в использовании достижений многих наук для решения главной проблемы — как получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы. Первый прорыв в управленческой мысли, происшедший в начале века и связанный с «тейлоризмом», был основан на положении о том, что управлять можно «научно» и фактически состояло в перенесении идей инженерных наук на управление в низовом производственном звене. Второй прорыв тесно связанный с предыдущим, состоял в распространении «принципов управления», сформулированных А.Файолем и ориентированном прежде всего на построение «формальных» организационных структур и систем. Третий прорыв в управленческой мысли — зарождение школы «человеческих отношений» на рубеже 30-х годов. В 1940—60-е годы это направление было продолжено развитием теории организаций как социальных систем, с использованием достижений психологии и социологии (наук о человеческом поведении) в управлении. В советской теории и практике это было воспринято как «происки» буржуазной идеологии в области налаживания «человеческих отношений», имело место также недооценка психологических аспектов поведения человека в реальных организациях.
Новый рывок в управленческой мысли — развитие современных количественных методов обоснования решений в 1950—70-е годы — оказался прямым следствием применения математики и компьютеров в управлении. В Советском Союзе в этот период экономико-математическое движение было особенно сильным, оно оказало большое и в целом положительное влияние на экономическую и управленческую мысль. Академику Канторовичу Л.В. за создание теории оптимального использования сырьевых ресурсов была присуждена Нобелевская премия (1975 г.). «Количественная школа» в мировой управленческой мысли стимулировала привлечение положений теории систем, кибернетики — областей науки, синтезирующих, интегрирующих сложные явления — к управлению, что способствовало сближению рационализма сторонников «науки управления» и романтизма энтузиастов налаживания гармонии в человеческих отношениях, организациях и обществе.
На рубеже 1970-х годов была сформулирована идея организации как открытой системы, которая приспосабливается к многообразной внешней и внутренней среде (подверженной внешним влияниям). 70 — 80-е годы прошли в интенсивных поисках взаимосвязей между типами среды и различными формами управления — переход от универсализма к «ситуационному подходу». Десятилетие 80-х ознаменовалось открытием значения «организационной культуры» как мощного инструмента управления, особенно эффективно используемого японцами.
В 90-е годы действовали три тенденции. Первая: усиление «технократизма» на новой основе, осознание значения материальной, технологической базы современного производства и оказания услуг. Вторая тенденция: усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участия рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций, в собственности. В Европе, Японии, США признано, что за демократизированными, «партисипативными» формами управления — будущее. Третья тенденция: усиление международного характера управления, переход большинства постиндустриальных стран к открытой экономике, резкое повышение роли международной конкуренции и в то же время кооперации производства, развитие траснациональных корпораций, интернационализация управления. Возникновение новых вопросов перед управленческой теорией и практикой: какие закономерности, формы, методы управления являются универсальными, а какие действуют в диапазоне конкретных условий разных стран, как наилучшим образом выполнять функции управления во внешнеэкономической деятельности, в чем состоят особенности национального стиля в управлении, в организационном поведении, насколько эти особенности важны для достижения желаемых результатов, как иностранцам быстрее приспособиться к национальной местной среде.
Краткие выводы. Любая деятельность человека содержит в себе в качестве необходимого и объективного элемента управление, от которого зависит реальность предвидения результата, четкость и согласованность совместной работы, заинтересованность каждого в общем результате. Управление определяет качество результата, время его получения, затраты усилий, соответствие потребностям. Суть управления проявляется в движении социальных интересов, направляемых властью и складывающихся на основе существующих в обществе отношений собственности. Менеджмент рассматривается как управление, заведование и организация производства; совокупность методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Менеджмент как разновидность социального управления предопределен объективными общественными законами, непосредственно зависит от проводимой государством экономической политики, действующего законодательства; подпадает под влияние местных органов управления, отраслевой принадлежности организации; управляет совместной и индивидуальной деятельностью людей, личностью, коллективом в организациях. Менеджмент как предпринимательское управление направлен на решение новых задач, нацелен на коммерческий успех; осуществляет антикризисное управление, реализуется в свободной, самостоятельной и инициативной деятельности в соответствии с полномочиями и в рамках действующих законов.
В процессе разделения труда, социальных функций и ролей между людьми неизбежно происходила все большая специализация тех или иных видов производственной деятельности, что требовало координации и руководства людьми по эффективному взаимодействию для достижения намеченных целей. Возникла профессия управляющего, труд менеджеров приобретал определяющее значение в эффективной организации производства.
Ключевые понятия: деятельность, взаимодействие социальное, управление, интерес, практика, труд, менеджмент, управленческая технология.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем различие терминов "управление" и "менеджмент"?
2. Охарактеризуйте менеджмент как вид деятельности.
3. Как группируются существующие подходы к определению основ менеджмента?
4. Какие факторы влияют на формирование менеджмента как разновидности социального управления?
5. Что характеризует менеджмент как предпринимательское управление?
6. Какие социальные роли выполняет менеджер?
7. Какие основные признаки характеризуют менеджера?
8. В чем суть эволюции управления?
9. Опишите некоторые различия между организациями древности и современности.
10. В чем особенность управления индустриального периода в развития менеджмента?
11. В чем особенности управления впостиндустриальную эпоху?
12. Назовите особенности развития менеджмента современного этапа управления.
1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для студентов вузов.– М.: Аспект Пресс, 1997
2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие.– М. Изд-во Мосгосуниверситета культуры.– 1995
3. Клок К, Голдсмит Дж. Конец менеджмента и становление организационной демократии.– СПб.: Питер, 2004
4. Краткий экономический словарь /Под ред.А.Н.Азрилияна. – М.: Ин-т новой экономики, 2005.
5. Культурология: Учебник / Под ред.Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – М.: Юрайт-Издат, 2005
6. Лябах Н.Н., Лябах А.Н. Нетрадиционые страницы менеджмента.– Ростов-на-Дону: Изд-во «БАРО-ПРЕСС», 2002
7. Менеджмент: Учеб.пособие / Под ред. Э.М.Короткова.– М.:ИНФРА-М, 2005
8. Орлова Э.Л. Культурная (социальная) антропология.– М.: Академический Проект, 2004
9. Основы менеджмента: Учеб. для вузов / Под ред. Д.Д.Вачугова.– М.: Высш. школа, 2001
10. Основы менеджмента: Учеб.-практ.пособие / И.В.Балдин, Н.П.Беляцкий, Л.В.Дорошек и др.– Мн.: БГЭУ, 2002
11. Словарь-справочник менеджера / Под ред.М.Г.Лапусты.– М.: ИНФРА-М, 1996
12. Саркисов С.Э. Менеджмент: Словарь-справочник. – М.: «Анкил», 2005
13. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002
14. Управление организацией. Энциклопедический словарь / Под ред. А. Г. Поршнева, А. Я. Кибанова, В. Н. Гунина. – - М.: ИНФРА-М, 2001
15. Философский словарь студента / Под общ.ред.В.Ф.Беркова и Ю.А.Харина. – Мн.: ТетраСистемс, 2003
16. Флиер А.Я. Исторические типы культуры / Культурология для культурологов. – М.: Академический Проект, 2000
Тема 2. Общая система рыночных институтов менеджмента
Основные вопросы:
1. Механизмы рыночной экономики
2. Социально-психологическая среда
3. Система институтов, определяющих формальные правила
Цель – дать характеристики дифференцированной социально-экономической среды функционирования менеджмента.