Термин «управление» применяется: в технических системах (автомобилем, станком и т.д.); в кибернетике – с позиций всеобщей организационной науки и на основе единых принципов (в технических, биологических и социальных системах); в государственных и общественных организациях, на предприятиях при руководстве подразделениями; в плановой, бухгалтерской, маркетинговой, юридической деятельности. Управление – способ организации, обеспечивающий в биологических, технических и социальных системах сохранение их структуры, режима функционирования, реализации программы и цели деятельности.
Управление, являясь необходимым элементом человеческой деятельности, характеризуется типологическим разнообразием, зависимым от объекта управления. Управление будет различным в коммерческом предприятии, работающем в условиях рынка, испытывающем острую конкуренцию, или в общественной организации, объединенной общностью интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, или в государственном учреждении с четкой иерархией взаимодействий, соблюдением единого регламента. Специфично управление в учреждениях, ориентированных на распространение ценностей культуры, где главным является не стремление к прибыли, а предложение содержательной культурной программы, продукта-услуги (трансляции культуры).
Управление в любой организации предполагает осуществление последовательных мероприятий: разработка миссии; распределение функции производства и управления; распределение задания между работниками; организация порядка и временной последовательности их взаимодействия; приобретение или модернизация технологии производства; наладка системы стимулирования, снабжения и сбыта; организация производства. Все это выстраивается в систему управления организацией, которая должна быть согласована с системой производства (главной цели организации).
Организация | ||
Система управления | ||
производством | обслуживающей деятельностью | управленческой деятельностью |
Система производства |
Управление конкретной организацией представляет собой систему, состоящую из четырех подсистем [13].
|
|
|
|
|
Элементы системы управления
|
|
|
|
Определяя управление как воздействие мы устанавливаем объект и субъект управления, рассматриваем управляющую и управляемую системы. Субъект управления — это физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие на основании полномочий с использованием экономических и морально-этических рычагов. Объект управления — это социально-экономическая система (организация), воспринимающая властное воздействие субъекта управления как акт согласования деятельности людей в соответствии с целью существования, функционирования и развития. Им могут быть физические и юридические лица, а также социально-экономические системы и процессы.
В условиях свободного предпринимательства, конкуренции, экономической мотивации возник тип управления, который оформился в своеобразную концепцию практического управления – менеджмент. Его антиподом может быть командно-административное, технократическое, планово-директивное, авторитарное управление [10]. Термин "менеджмент" применяется только к управлению людьми в организациях, традиционно – в коммерческих. В современной управленческой литературе понятия менеджмент и управление в организациях рассматриваются как взаимозаменяемые.
Сущность менеджмента (выражающая всеобщие, необходимые, относительно устойчивые, внутренние связи) состоит в обеспечении взаимодействия личных, групповых и государственных интересов в соответствии с господствующими отношениями собственности. Менеджмент характеризуются двумя взаимосвязанными сторонами: организационно-технической и социально-экономической. Организационно-техническая сторона обусловлена процессом разделения и кооперации труда, углублением специализации труда, зависит от уровня развития производительных сил и поэтому управление имеет общие черты в различных социально-экономических формациях со сходным уровнем развития производства. Социально-экономическая сторона характеризуется зависимостью от господствующих в обществе социально-экономических отношений и, следовательно, управление имеет качественные отличия в различных социально-экономических формациях и некоторые отличия в различных странах, обусловленные уровнем развития рыночных отношений и отношений собственности.
Комитет по развитию менеджмента в Европе (г. Брюссель) определил менеджмент как управление людьми в организациях на основе динамичных методов анализа, принятия решений и общения, которые направлены на достижение целей путем использования запланированных, организованных и контролируемых средств.
Менеджмент рассматривается как управление, заведование и организация производства; совокупность методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли [8].
Менеджмент трактуется как «совокупность действий и процедур, направленных на обеспечение целенаправленного, эффективного и рационального коллективного труда», как область знаний, связанной с необходимостью планирования, организации, координации, стимулирования и контроля коллективного труда в различных организациях. В рамках этой деятельности «член организации, осуществляющий руководство людьми, определяющий цели работы, вырабатывающий и принимающий решения по эффективному взаимодействию людей по достижению намеченных целей, наемный профессиональный управляющий» осуществляет функции менеджмента и называется менеджером [14].
Менеджмент как особый тип управления организацией функционирует в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны: 1) рыночные механизмы развития экономики – наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободное ценообразование; 2) необходимость гибкости и адаптации в поведении на рынке с ориентацией на человеческий фактор, высокий профессионализм, творчество менеджера.
Приведенные определения не исчерпывают исследуемого понятия, так как управление имеет безграничное число измерений. В теории вопроса сложилась группировка существующих подходов к определению основ менеджмента:
вид деятельности, специфический характер которой связан с функциями* управления, впервые предложенных А. Файолем («управлять — это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать»), в функциях как видах (специализированных частях) управленческой деятельности проявляются разделение и специализация управленческого труда, заключающиеся в единстве и однородности управленческих операций и процедур;
процесс управления, т. е. последовательность действий по преобразованию ресурсов в результаты, что предполагает затраты времени (процессы коммуникационные и принятия управленческих решений, производственные и технологические, закупок и продаж, и др.); процесс управления рассматривается также как взаимосвязанная цепь повторяющихся и взаимопроникающих функций менеджмента: планирования, организации, мотивации и контроля;
аппарат управления — структура и связи между звеньями (при горизонтальном разделении труда, по направлениям специализаций) и уровнями управления (при вертикальном разделении труда или отделении функции координации от непосредственного выполнения задач); полномочия и ответственность работников, занимающих различные позиции (должности) в аппарате и осуществляющих специфическую интеллектуальную деятельность по переводу организации (объекта управления) из существующего состояния в новое (желаемое, запланированное);
наука управления — совокупность эмпирических знаний, аккумулирующих разнообразный управленческий опыт, накопленный за сотни и тысячи лет практики и обобщения в виде подходов, принципов и методов, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности; как системная наука по управлению людьми в организованных группах, менеджмент использует результаты различных наук: экономических — экономическая теория, экономика отраслей и регионов, экономика предприятий, мировая экономика, ценообразование, финансирование и кредитование, статистика; бухгалтерского учета, анализа и аудита, маркетинга, организации труда; общественных — социология, психология, социальная психология, конфликтология, политология, философия; юридических — гражданское, трудовое, международное частное, таможенное, налоговое право и другие отрасли; общенаучные и информационные дисциплины — математическое моделирование, исследование операций, информатика и вычислительная техника, информационные технологии; науки об управлении объектами независимо от их природы — кибернетика, системный анализ и общая теория систем, структурный и функциональный анализ;
искусство организационного управления — оптимальное использование научных знаний с целью эффективного распоряжения трудовыми ресурсами, принятие решений не только на основе просчитанного риска, но и на основе личного опыта и интуиции; умение выбрать нетривиальные, творческие решения, провести в действие его оптимальный вариант, заинтересовать подчиненных, эффективно адаптироваться в новой ситуации, добиться запланированной выгоды на деловых переговорах, ввести работника в новый коллектив, эффективно применить тот или иной стиль управления. Все это и есть искусство управления, которое дополняет науку управления.
Как практика управления менеджмент охватывает весь процесс производства и обмена и включает: управление производством, управление маркетингом, управление финансовой деятельностью, управление кадрами, учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности.
В сфере практики менеджмента важнейшее значение имеет управление изменениями. Своевременное и правильное осуществления изменений (в коллективе, на производстве, в личной карьере) позволяют организации (фирме, производству, собственно менеджеру) эффективно функционировать и поддерживать способность к выживанию. Между основными критериями существования организации — эффективностью и выживаемостью существует как положительная корреляция (повышение эффективности обеспечивает большую выживаемость, и наоборот — снижение эффективности организации уменьшает ее шансы выжить), так и противоречивость: повышение эффективности требует стабильности (консервативности) во времени, четких механизмов взаимодействия, развитых традиций, в противоположность чему выживаемость связана с динамичностью и способностью к перестройке, с затратами на эксперименты и нововведения. Таким образом, управление изменениями в организации может быть сведено к проблеме распознавания критической ситуации между необходимостью повышения эффективности связанной со стабильностью и стремлением к выживаемости, связанным с перестройкой [5].
Примеры конкретных ситуаций рассматриваются на практических занятиях учебных дисциплин по менеджменту, в них осуществляется прямая связь теории и практики.
Итак, менеджмент имеет место только там, где есть группа людей, достигающая общих для нее целей. Традиционным для менеджмента является изучение управления группами людей. Известный специалист в области управления американский экономист Питер Друкер определил менеджмент как "особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. В этом качестве менеджмент является как движущей силой социальных перемен, так и объектом серьезных социальных инноваций".