double arrow

Менеджмент как особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования

Термин «управление» применяется: в техничес­ких системах (автомобилем, станком и т.д.); в кибернетике – с позиций всеобщей организационной науки и на основе единых принципов (в технических, биологических и соци­альных системах); в государственных и общественных организациях, на предприятиях при руководстве подразделениями; в плановой, бухгал­терской, маркетинговой, юридической деятельности. Управление – способ организации, обеспечивающий в биологических, технических и социальных системах сохранение их структуры, режима функционирования, реализации программы и цели деятельности.

Управление, являясь необходимым элементом человеческой деятельности, характеризуется типологическим разнообра­зием, зависимым от объекта управления. Управление будет различным в коммерческом предприятии, ра­ботающем в условиях рынка, испытывающем острую конкуренцию, или в общественной организации, объединенной общностью интере­сов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, или в государственном учреждении с четкой иерархией взаимодействий, соблюдением едино­го регламента. Специфично управление в учреждениях, ориентированных на распространение ценностей культуры, где главным является не стремление к прибыли, а предложение содержательной культурной программы, продукта-услуги (трансляции культуры).

Управление в любой организации предполагает осуществление последовательных мероприятий: разработка миссии; распределение функции производства и управления; распределение задания между работниками; организация порядка и временной последовательности их взаимодействия; приобретение или модернизация технологии производства; наладка системы стимулирования, снабжения и сбыта; организация производства. Все это выстраивается в систему управления организацией, которая должна быть согла­сована с системой производства (главной цели организации).

Организация
Система управления
производством обслуживающей деятельностью управленческой деятельностью
Система производства

Управление конкретной организацией представляет собой систему, состоящую из четырех подсистем [13].

Система управления организацией

 
 


Техника и технология управления
  Структура управления
  Процесс управления
  Методология управления

               
       
 


Элементы системы управления

               
 
· Цели, задачи · Законы и принципы · Функции · Средства и методы · Школы управления  
 
· Коммуникации · Варианты процесса управления · Разработка и реализация решений · Выбор характеристик информационного обеспеченияазработкаРР
 
· Функциональные структуры · Схемы организационных отношений · Организационные структуры · Система обучения персонала
 
· Компьютерная и оргтехника · Офисная мебель · Сети связи   · Система документооборота


       
   


Определяя управление как воздействие мы устанавливаем объект и субъект управления, рассматриваем управляющую и управляе­мую системы. Субъект управления — это физичес­кое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие на основании полномочий с использованием эко­номических и морально-этических рычагов. Объект управления — это социально-экономическая система (организация), воспринимающая властное воздействие субъекта управления как акт согласова­ния деятельности людей в соответствии с целью существования, функционирования и развития. Им могут быть физические и юридические лица, а также социально-экономические системы и процессы.

В условиях свободного пред­принимательства, конкуренции, экономической мотивации возник тип управления, который оформился в своеобразную концепцию практического управления – менеджмент. Его антипо­дом может быть командно-административное, технократическое, планово-директивное, авторитарное управление [10]. Термин "менеджмент" применяется только к управлению людьми в органи­зациях, традиционно – в коммерческих. В современной управленческой литературе понятия менеджмент и управление в организациях рассматриваются как взаимозаменяемые.

Сущность менеджмента (выражающая всеобщие, необходимые, относительно ус­тойчивые, внутренние связи) состоит в обеспечении взаимодействия личных, групповых и государственных интересов в соответствии с господствующими отношения­ми собственности. Менеджмент характеризуются двумя взаимосвя­занными сторонами: организационно-технической и социально-экономической. Организационно-техническая сторона обусловлена процессом разделения и кооперации труда, углублением специализации труда, зависит от уровня развития производительных сил и поэто­му управление имеет общие черты в различных социально-экономических фор­мациях со сходным уровнем развития производства. Социально-экономическая сторона характеризуется зависимостью от господствующих в об­ществе социально-экономических отношений и, следовательно, управление име­ет качественные отличия в различных социально-экономических формациях и не­которые отличия в различных странах, обусловленные уровнем развития рыноч­ных отношений и отношений собственности.

Комитет по развитию менеджмента в Европе (г. Брюссель) определил менеджмент как управление людьми в организациях на основе динамич­ных методов анализа, принятия решений и общения, которые направлены на дос­тижение целей путем использования запланированных, организованных и кон­тролируемых средств.

Менеджмент рассматривается как управление, заведование и организация производства; совокупность методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли [8].

Менеджмент трактуется как «совокупность действий и процедур, направленных на обеспечение це­ленаправленного, эффективного и рационального коллективного тру­да», как область знаний, связанной с необходимостью планирования, организации, координации, стимулирования и контро­ля коллективного труда в различных организациях. В рамках этой деятельности «член организации, осуществляющий руководство людь­ми, определяющий цели работы, вырабатывающий и принимающий решения по эффективному взаимодействию людей по достижению на­меченных целей, наемный профессиональный управляющий» осуще­ствляет функции менеджмента и называется менеджером [14].

Менеджмент как особый тип управления организаци­ей функционирует в рыночной системе хозяйствования, для которой харак­терны: 1) рыночные механизмы развития экономики – наличие конкуренции, свободы предприниматель­ства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободное ценообразование; 2) необходимость гибкости и адаптации в поведении на рынке с ориентацией на человеческий фактор, высокий профессионализм, творчество менеджера.

Приведенные определения не исчерпывают исследуемого понятия, так как управление имеет безграничное число измерений. В теории вопроса сложилась группировка существующих подходов к определению основ менеджмента:

вид деятельности, специфический характер которой связан с функциями* управления, впервые предложенных А. Файолем («управлять — это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и кон­тролировать»), в функциях как видах (специализированных частях) управленческой деятельности проявляются разделение и специализация управленческого труда, заключающиеся в единстве и однородности управленческих операций и процедур;

процесс управления, т. е. последовательность действий по преобразованию ресурсов в результаты, что предполагает затраты времени (процес­сы коммуникационные и принятия управленческих решений, производственные и технологические, закупок и продаж, и др.); процесс управления рассмат­ривается также как взаимосвязанная цепь повторяющихся и взаимопроникающих функций менеджмента: пла­нирования, организации, мотивации и контроля;

аппарат управления — структура и свя­зи между звеньями (при горизонтальном разделении труда, по направлениям специализаций) и уровнями управления (при вертикальном разделении труда или отделении функции координации от непосредственного выполнения задач); полномочи­я и ответственность работников, занимающих различные позиции (должности) в аппарате и осуществляющих специфическую интеллектуальную деятельность по переводу организации (объекта управления) из существующего состояния в новое (желаемое, запланированное);

наука управления — совокупность эмпирических знаний, аккумулиру­ющих разнообразный управленческий опыт, накоп­ленный за сотни и тысячи лет практики и обобщения в виде подходов, принципов и методов, раскрывающих и моделиру­ющих различные аспекты управленческой деятельности; как системная наука по управлению людьми в организованных группах, менеджмент использует результаты различных наук: экономических — экономическая теория, экономика отраслей и регионов, экономика предприятий, мировая экономика, ценообразование, финансирование и кредитование, статистика; бухгалтерского учета, анализа и аудита, маркетинга, организации труда; общественных — социология, психология, социальная психология, конфликтология, политология, философия; юридических — гражданское, трудовое, международное частное, таможенное, налоговое право и другие отрасли; общенаучные и информационные дисциплины — математическое моделирование, исследование операций, информатика и вычислительная техника, информационные технологии; науки об управлении объектами независимо от их природы — кибернетика, системный анализ и общая теория систем, структурный и функциональный анализ;

искусство организационного управления — оптимальное использование научных знаний с целью эффективного распоряжения трудовыми ресурсами, принятие решений не только на основе просчитанного риска, но и на основе личного опыта и интуиции; умение выбрать нетривиальные, творческие решения, провести в действие его оптимальный вариант, заинтересовать подчиненных, эффективно адаптироваться в новой ситуации, добиться запланированной выгоды на деловых переговорах, ввести работника в новый коллектив, эффективно применить тот или иной стиль управления. Все это и есть искусство управления, которое дополняет науку управления.

Как практика управления менеджмент охватывает весь процесс производства и обмена и включает: управление производством, управление маркетингом, управление финансовой деятельностью, управление кадрами, учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности.

В сфере практики менеджмента важнейшее значение имеет управление изменениями. Своевременное и пра­вильное осуществления изменений (в коллективе, на производстве, в личной карьере) позволяют организации (фирме, производству, собствен­но менеджеру) эффективно функцио­нировать и поддерживать способ­ность к выживанию. Между основными критериями существования организации — эффективностью и выживаемостью существует как положительная корреляция (повышение эффек­тивности обеспечивает большую выживаемость, и на­оборот — снижение эффективности организации уменьшает ее шансы выжить), так и противоречивость: повы­шение эффективности требует стабильности (консер­вативности) во времени, четких механизмов взаимо­действия, развитых традиций, в противоположность чему выживаемость связана с динамичностью и спо­собностью к перестройке, с затратами на эксперимен­ты и нововведения. Таким образом, уп­равление изменениями в организации может быть сведено к проблеме распознавания критической ситуации между необходимостью повышения эффективности связанной со стабильностью и стремлением к выживаемости, связанным с перестройкой [5].

Примеры конкретных ситуаций рассматриваются на практических занятиях учебных дисциплин по менеджменту, в них осуществляется прямая связь теории и практики.

Итак, менеджмент имеет место только там, где есть группа людей, достигающая общих для нее целей. Традиционным для менеджмента является изучение управления группами людей. Известный специалист в области управления американский экономист Питер Друкер определил менеджмент как "особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. В этом качестве менеджмент является как движущей силой социальных перемен, так и объектом серьезных социальных инноваций".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: