Социально-психологическая среда (неформальные нормы рыночного поведения)

Жизнедеятельности людей сопутствует или противостоит окружающая среда (обстановка) – среда обитания и производственной деятельности человечества, природный и созданный человеком материальный мир. В широком смысле понятие «окружающая среда» включает материальные и духовные ус­ловия существования и развития общества. Важное значение имеют человеческие отношения, которые составляют социально-психологическую среду. Это внеэкономические отношения между людьми, включающие степень внимания друг к другу, взаимное уважение или неуважение, интерес или безразличие к общему делу и успехам членов коллектива, единство или различие вкусов, устремлений, предпочтений.

Вступая в конкретные экономические отношения по поводу купли-продажи люди в своем поведении придерживаются норм, установившихся в результате рыночного согласия (convention). Эти нормы относят к неформальным институтам рыночной экономики. Они носят локальный и персонифицированный характер: их функционирование зависит от доступности социальных санкций. Взаимоотношения людей по поводу купли-продажи содержат два слоя: покоящийся на экономическом интересе (выгода) и общечеловеческом (установление контакта).

Уже простейшие сделки (transaction) заключают при наличии минимального взаимного доверия меж­ду экономическими агентами. Норма взаимная симпатия ( от греч. влечение, расположение ) – основана на общности взглядов, ценностей, интересов. Более высо­кий уровень взаимодействия – эмпатия ( от греч. соперживание ), способность взглянуть на сделку гла­зами партнера, сопоставить свои интересы и желания с его интересами.

Цель любой рыночной сделки связана с принципом утилитаризма – извлечением пользы или выгоды, максимизацией прибыли и полезности, что означает рационализацию поведения. В этом стремлении каждого из экономических субъектов достигается общее равновесие на рынке. Объединяющей нормой является интерпретативная рациональность: предсказание действий других участников сделки и доведение собственных намерений.

Нормы рыночного поведения взаимообусловленны: доверие делает возможным симпатию, симпатия приводит к эмпатии, далее следует комплекс норм рационального поведения, а интерпретативная рациональность устанавливает доверительные отношения. Следовательно, рыночному соглашению присуща внутренняя устойчивость и согласованность.

Нормы рыночного поведения обусловливаются также формальными правилами, обязательными для каждого участ­ника хозяйственной деятельности. В первую очередь речь идет о свободе конкуренции, не ограниченной какими-либо льготами и привилегиями, об обязатель­ности контрактов и надежности прав собственности. От человека — субъекта ры­ночной экономики требуется прежде всего уважение к этим правилам (и к праву в целом), так как, не обладая легитимностью в массовом сознании, они не смо­гут обеспечить бесперебойного функционирования рыночной системы. Таким об­разом, рациональный аспект рыночного поведения логически связан с его этиче­ским аспектом. Рациональное поведение возможно только в предсказуемой среде, а предсказуемой ее делает следование правилам. В случае изменения институ­циональной системы главными свойствами являются способность к быстрой адаптации, быстрая реакция на меняющуюся среду. Это качество предполагает повышенную степень рациональности и в данном случае будет противоположено следованию нормам и правилам [3].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: