Внутренняя среда организации. Анализ состояния макросреды организации

Анализ состояния макросреды организации

Таблица 4.2

Внутренняя среда организации является той частью общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное воздействие на функционирование организации. Совокупность элементов внутренней среды определяет потенциал и возможности, которыми располагает организация. Ее изучение позволяет выявить сильные и слабые стороны организации. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны ¾ предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы их минимизировать.

Изучение внутренней среды осуществляется через анализ внутренних переменных для оценки конкурентной стратегической позиции организации. Менеджер формирует и изменяет при необходимости внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных.

Внутренние переменные ¾ это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Однако они не всегда полностью контролируются руководством.

Организация ¾ это группа людей, деятельность которых координируется для достижения целей. Ее можно рассматривать как средство достижения целей, позволяющее работникам выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально.

К основным переменным организации, требующим внимания руководства, относятся цели, задачи, технология, структура и люди.

Цели ¾ это конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения.

Прибыль является ключевым показателем деятельности организации. В Гражданском кодексе Российской Федерации указано, что основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли. Однако не у всех организаций получение прибыли является главной целью. Это касается некоммерческих организаций, например потребительских обществ, церквей, благотворительных фондов и т. п. Тем не менее организация может существовать только в условиях ее прибыльности. Тогда вместо максимизации дохода рост нормы прибыли определяется другими показателями:

· удовлетворение потребителя или пользователя услуг;

· позиция на рынке, связанная с желанием рыночного лидерства;

· условия благосостояния работающих и развитие хороших отношений среди сотрудников;

· социальная ответственность и имидж организации;

· техническая эффективность, высокий уровень производительности труда, придание особого внимания научным исследованиям и разработкам;

· минимизация издержек производства и т. д.

Это разнообразие направленности деятельности простирается дальше, поскольку крупные организации имеют много целей. Для того чтобы получать, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность. Некоммерческие организации тоже имеют разнообразные цели, но больше уделяют внимания социальной ответственности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства.

В подразделениях, так же как и во всей организации, необходима выработка целей, например, целью финансового подразделения может быть уменьшение кредитных потерь, подразделения маркетинга в той же организации ¾ сокращение числа жалоб потребителей, производственных подразделений ¾ минимизация издержек и т. д. Цели подразделений в различных организациях, имеющих сходную деятельность, будут ближе между собой, чем цели подразделений в одной организации, занимающихся различными видами деятельности. Цели подразделений должны составлять конкретный вклад в цели организации как целого, а не вступать в противоречие с целями других подразделений. При этом цели подразделений являются частными, а цели организации ¾ общими (общекорпоративными).

Задача ¾ это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Формулирование задач является одним из направлений разделения труда в организации. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает в себя ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что, если задача выполнится таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.

Задачи организации традиционно делят на три категории: работа с людьми, предметами, информацией. Например, задача мастера ¾ это в основном работа с людьми, работа людей на обычном заводском конвейере состоит из работы с предметами, задачи бухгалтера в основном связаны с информацией.

Двумя важными моментами в работе являются частота повторения данной задачи и время, необходимое для ее выполнения. Машинная операция, например, может состоять в выполнении задачи по сверлению отверстий 1000 раз в день. Чтобы выполнить каждую операцию, требуется всего лишь несколько секунд. Исследователь решает разнообразные и сложные задачи, и они могут вовсе не повторяться ни разу в течение дня, недели или года. Для того чтобы выполнить некоторые из задач, исследователю требуется несколько часов или даже дней. В общем, управленческая работа носит менее монотонный, повторяющийся характер, и время выполнения каждого вида работы увеличивается по мере перехода управленческой работы от низшего уровня к высшему.

Изменения в характере и содержании задач тесно связаны с эволюцией специализации. Как показал в своем знаменитом примере о производстве булавок А. Смит, специалист может существенно увеличить производительность труда. В наш век технологические нововведения и системное сочетание техники и специализации труда сделали специализацию задач углубленной и сложной.

Технология как фактор внутренней среды имеет большее значение. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами, например с полупроводниками и компьютерами. Однако социолог Ч. Перроу, который много писал о влиянии технологии на организацию и общество, описывает технологию как средство преобразования сырья ¾ будь то люди, информация или физические материалы ¾ в искомые продукты и услуги.

Технология подразумевает стандартизацию и механизацию, т. е. использование стандартных деталей может существенно облегчить процесс производства и ремонта. В наше время существует очень мало товаров, процесс производства которых не стандартизован.

В начале XX в. появились сборочные конвейерные линии. Сейчас они используются почти повсеместно и очень сильно повышают производительность предприятий.

Технология как фактор, сильно влияющий на организационную эффективность, требует тщательного изучения. Существует несколько способов классификации, но наиболее известны классификации по Дж. Вудворд и Дж. Томпсону.

Классификация технологии по Дж. Вудворд пользуется наибольшей известностью. Она выделяет три категории технологий:

1) единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается только одно изделие;

2) массовое или крупносерийное производство, которое применяется при изготовлении большого числа изделий, идентичных друг другу или очень похожих;

3) непрерывное производство, использующее автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах. Например, переработка нефти, работа электростанций.

Д. Томпсон предлагает другие три категории технологий, не противоречащие трем предыдущим:

1) многозвенные технологии, характеризуемые серией независимых задач, которые должны выполняться последовательно. Типичный образец ¾ сборочные линии массового производства;

2) посреднические технологии, предполагающие встречи групп людей, таких, например, как клиенты или покупатели, которые являются или хотят быть взаимозависимыми;

3) интенсивная технология, основанная на использовании специальных приемов, навыков или услуг, для того чтобы произвести определенные изменения в конкретном материале, поступающем в производство.

Эти две классификации почти не расходятся друг с другом. Например, многозвенные технологии эквивалентны технологиям массового производства, а посреднические технологии занимают промежуточное место между индивидуальными и технологиями массового производства. Различия в этих классификациях в первую очередь вызваны разными областями специализации авторов, т. е. Дж. Вудворд в основном занималась технологиями промышленных предприятий, а Дж. Томпсон охватывал все виды организаций.

Структура организации ¾ это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Структура отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое.

В большинстве современных организаций разделение труда вовсе не означает случайного разделения работ между имеющимися людьми. Характерной особенностью является специализированное разделение труда ¾ закрепление данной работы за специалистами, т. е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. В качестве примера можно привести разделение труда между экспертами по маркетингу, финансам и производству.

На данный момент во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области. Как именно осуществить разделение труда в организации ¾ один из вопросов, являющийся существенным управленческим решением.

Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда, необходимое для успешной групповой работы. Центральной характеристикой вертикальной иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Лицо, находящееся на высшей ступени, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего звена, представляющих различные функциональные области. Эти руководители, в свою очередь, могут иметь в подчинении несколько линейных руководителей. Число лиц, подчиненных одному руководителю, представляет сферу контроля. Различают широкую и узкую сферу контроля, в зависимости от числа подчиненных. Обычно узкой сфере контроля соответствует многоуровневая структура, а широкой ¾ плоская структура управления.

Не существует идеальной сферы контроля. Многие переменные внутри организации и вне ее могут влиять на нее. Кроме того, ни сфера контроля, ни «высота» структуры не являются показателями величины самой организации.

Необходимость в координации, существующая всегда, становится поистине насущной, когда работа четко делится и по горизонтали, и по вертикали, как это имеет место в крупных современных организациях. Если руководство не создаст формальных механизмов координации, люди не смогут выполнять работу вместе. Без соответствующей формальной координации различные уровни, функциональные зоны и отдельные лица легко могут сосредоточиться на обеспечении своих собственных интересов, а не на интересах организации.

Формулирование и обобщение целей организации в целом и каждого ее подразделения представляет собой лишь один из многочисленных механизмов координирования. Каждая функция управления играет определенную роль в координировании специализированного разделения труда. Руководители всегда должны отвечать на вопросы: каковы их обязательства по координации и что они делают, чтобы их выполнить?

Люди ставят цели, решают задачи, определяют технологию и организационную структуру на основе вертикального и горизонтального разделения труда. Никакая структура и технология не может быть полезной, и никакая задача не может быть выполнена без сотрудничества людей.

Люди являются основой любой организации. Без людей нет организации. Люди в организации создают ее продукт, формируют культуру и внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.

В силу такого положения люди для менеджера являются «предметом номер один». Менеджер формирует кадры, устанавливает систему отношений между ними, включает их в созидательный процесс совместной работы, способствует их развитию, обучению и продвижению по работе.

Люди, работающие в организации, очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, национальность, семейное положение, способности и т. п. Все это может оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведение других членов организации. В связи с этим менеджер должен строить свою работу с кадрами таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий. В отличие от машины, человек имеет желания, и для него характерно присутствие отношения к своим действиям и действиям окружающих. Это может серьезно влиять на результаты его труда, поэтому менеджеру приходится решать ряд чрезвычайно сложных задач, от чего в большой степени зависит успех функционирования организации.

Внутренняя жизнь организации состоит из множества различных действий, подпроцессов и процессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности отдельные процессы и действия могут занимать в ней ведущее место, некоторые же широко осуществляемые в других организациях процессы могут либо отсутствовать, либо осуществляться в очень небольшом размере. Однако, несмотря на огромное разнообразие действий и процессов, можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента:

1) производство;

2) маркетинг;

3) финансы;

4) персонал (работа с кадрами);

5) эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).

Управление производством состоит в осуществлении управления процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде. Для этого менеджмент совершает следующие операции:

· управление разработкой и проектированием продукта;

· выбор технологического процесса, расстановка кадров и техники по процессу для оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта;

· управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов;

· управление запасами на складах, включающее в себя управление хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции;

· контроль качества.

Управление маркетингом призвано посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение своих целей. Для этого осуществляется управление такими процессами и действиями, как:

· изучение рынка;

· реклама;

· ценообразование;

· создание систем сбыта;

· распределение созданной продукции;

· сбыт.

Управление финансами заключается в том, что менеджмент осуществляет управление процессом движения финансовых средств в организации. Для этого производится:

· составление бюджета и финансового плана;

· формирование денежных ресурсов;

· распределение денег между различными сторонами, определяющими жизнь организации;

· оценка финансового потенциала организации.

Управление персоналом связано с обеспечением производственной и других сфер людскими ресурсами (наем, подготовка и переподготовка) и предусматривает выполнение всех управленческих действий, связанных с социальной сферой: оплатой, благосостоянием и условиями найма.

Управление эккаунтингом предполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической деятельности организации с ее возможностями, а также с деятельностью других организаций. Это позволяет организации вскрыть проблемы, на которые она должна обратить пристальное внимание, и выбрать лучшие пути осуществления ее деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: