Значение для управления и принципы формирования системы показателей статистики

Тема 3 Абсолютные и относительные величины

Отчетность организаций связи, внутрифирменное и стратегическое планирование, анализ и контроль, моделирование и прогнозирование базируются на использовании различных систем статистических показателей. Без понимания содержания, формы и свойств статистических показателей и правильного их применения нельзя получить объективную характеристику социально-экономических явлений и процессов, провести полноценный анализ, выявить суть происходящего и тенденции будущего развития. С философской точки зрения статистический показатель – это мера, т.е. единство качественного и количественного отражения свойств объективных явлений и процессов. Поскольку статистика изучает массовые явления, то статистический показатель дает обобщенную характеристику какого-то свойства совокупности, группы процессов и явлений, в отличие от индивидуальных значений – признаков. Например, наличие телефонного аппарата у человека – это признак, а число телефонных аппаратов в расчете на 100 чел. – это статистический показатель, имеющий название – телефонная плотность.

Важнейшее свойство статистических показателей заключается в способности в цифрах измерить происходящие в общественном производстве и социальной сфере изменения, закономерности, тенденции, вариацию и структуру социально-экономических категорий.

Систему статистических показателей составляет совокупность взаимосвязанных показателей, имеющая одноуровневую или многоуровневую структуру и нацеленную на решение конкретной задачи. В статистике связи система показателей – это комплекс статистических характеристик, необходимых для целей управления в секторе связи и информатизации на различных иерархических уровнях (отрасль, организация), по разным территориям (страна, округ, область, город, село), информационно-технологическим системам и сетям электрической и почтовой связи.

Роль статистических показателей не ограничивается управленческой функцией, им присущи познавательная, оценочно-стимулирующая и пропагандистская функция. Чтобы статистические показатели правильно отражали изучаемые явления, они должны отвечать требованиям:

- полноты отражения сущности явления и точности количественной оценки; полноты информации по охвату единиц изучаемого объекта и комплексности отображения всех сторон протекающего процесса;

- сравнимости показателей посредством единообразия исходных данных в пространственном и временном отношениях, а также применения одинаковых единиц измерения;

- достоверности показателей на основе высокой точности исходной информации и совпадения с действительными размерами процессов и их содержанием.

Понятия достоверности, точности данных, надежности оценки связаны с областью неопределенности результатов измерения, предполагающих с определенной вероятностью допустимые пределы действительного размера изучаемого явления.

Статистические показатели, характеризующие социально-экономические явления и процессы, тесно взаимосвязаны друг с другом, поскольку отражают какую-либо сторону явления и процесса.

Для полной и всесторонней характеристики явления и процесса формируется система показателей исходя из цели исследования и сущности анализируемого объекта с учетом масштабов явления или процесса. В условиях рыночной экономики система статистических показателей в связи приобретает характер системного анализа, рассматривающего процесс производства услуг во взаимосвязи с внешней средой, производственной и технической стороной, характеризуемой организационно-техническим уровнем производства. При этом хозяйственную деятельность можно рассматривать как систему, переводящую в процессе производства услуг связи использованные производственные ресурсы в готовый продукт, и цель которой состоит в обеспечении рентабельности экономической деятельности.

В зависимости от цели анализа система показателей может быть значительно расширена путем исчисления различных структурных и относительных показателей, характеризующих факторы и результаты производства услуг связи

- по уровням управления (отрасль, регион, организация, филиал);

- этапам процесса производства и видам услуг, областям экономической деятельности (финансы, маркетинг, инвестиции, инновации);

- интегральных (комплексных) показателей конкурентоспособности отрасли, качества услуг, уровня развития сети связи и инфраструктуры информатизации.

Статистический показатель представляет собой обобщенную количественную характеристику социально-экономических явлений и процессов в единстве с их качественной определенностью. В статистическом показателе различают его содержание и размер. Содержание показателя раскрывает его качественную определенность, т.е. сущность экономической категории, которую он характеризует. Например, содержанием показателя продукции связи является результат производственной деятельности организаций связи по оказанию услуги передачи информации, пересылки почтового отправления, т.е. создание потребительных стоимостей в невещественной форме, удовлетворяющих потребности национальной экономики и населения в услугах связи. Размер или количественная мера показателя – это его цифровое (числовое) выражение в различных единицах измерения. Так, объем услуг связи измеряется количеством переданных писем, телеграмм, продолжительностью соединений в минутах, объемом переданной информации в Кбайтах; Цифровое выражение получают также различные соотношения и связи в виде относительных величин, коэффициентов, долей единицы, процентов.

Рис. 3.1. Атрибуты статистического показателя

Статистические показатели всегда конкретны, они количественно выражают меру массовых явлений и процессов применительно к определенным условиям места и времени. Статистический показатель имеет указание на территориальные границы объекта и границы во времени. Статистические показатели всегда конкретны, они количественно выражают меру массовых явлений и процессов применительно к определенным условиям места и времени. Статистический показатель имеет указание на территориальные границы объекта и границы во времени.

В зависимости от содержания, формы выражения, методики расчета, охвата временных и пространственных объектов статистические показатели классифицируются по различным признакам (рис. 3.2).

 
 

Рис. 3.2. Классификация статистических показателей

Количественные показатели характеризуют прямые непосредственные результаты статистического наблюдения. На их основе рассчитываются объемные и сетевые, стоимостные и натуральные показатели развития связи. В количественных показателях выражаются основные экономические категории связи: объем услуг, доходы от основной деятельности и от реализации услуг связи населению, основные средства, имущество, уставной капитал, финансовые, трудовые и другие производственные ресурсы.

Качественные показатели необходимы для характеристики уровня удовлетворения потребностей клиентуры в услугах и средствах связи, качества услуг и обслуживания, эффективности использования трудовых ресурсов и основных производственных фондов, изменений в качественной структуре спроса и предложения услуг, доходов и затрат, технологической структуры оборудования и каналов связи.

Прогнозно-аналитическая работа организаций связи невозможна без натуральных и стоимостных показателей, при этом каждой из названных групп присущи свои преимущества. Конкретные результаты деятельности организаций связи выражают через натуральные показатели. С их помощью в статистике характеризуют уровни удовлетворения потребности в услугах и средствах связи, номенклатурный состав услуг и доходов связи. Натуральные показатели успешно выполняют аналитические функции. Например, по показателям динамики доходов в стоимостном выражении нельзя судить о динамике отдельных видов услуг связи. Обычно такой анализ дополняется натуральными показателями изменения номенклатурного состава услуг связи.

Стоимостные показатели, измеряющие результаты производственно-финансовой деятельности в денежном выражении, обладают свойством сопоставимости разнородных показателей. Они участвуют в обобщении, агрегировании системы показателей, расчете сводных и обобщающих показателей и формировании экономических показателей эффективности (производительности труда, доходности инвестиций, себестоимости услуг). На основании стоимостных показателей выявляются тенденции развития отрасли, подотраслей, организаций связи, изменения качественной структуры услуг, технологической и воспроизводственной структуры основных средств, технического и технологического уровня производства.

Достижение определенного результата производственной деятельности, выражаемого результативным показателем, зависит от множества причин, которые могут быть объяснены факторными показателями. Выполнение плана доходов связи от основной деятельности определяется выполнением плановых заданий по объему платных услуг по всей номенклатуре. Рост эффективности труда работников связан с повышением технической оснащенности труда, уровня автоматизации и цифровизации систем связи, улучшением использования оборудования и каналов связи по времени и пропускной способности, ростом квалификации работников и другими факторами.

В системе оценки деятельности организаций связи большая роль отводится обобщающим показателям, к которым относятся темпы роста доходов от основной деятельности и прибыли, уровень рентабельности, деловой активности. По частным показателям оценивают использование трудовых ресурсов, основных и оборотных средств, эффективность инвестиций, качество услуг.

В статистике связи широкое применение имеют межобъектные показатели, которые получаются в результате сопоставления двух величин, относящихся к разным объектам, для характеристики степени доступности средств связи и проникновения услуг связи: плотности пунктов связи, абонентских терминалов, телефонных аппаратов, ПЭВМ на 1, 100, 10 000 чел. населения.

С точки зрения охвата статистическим показателем территории страны, региона, города, населенного пункта различают общетерриториальные, характеризующие явление в целом по стране, региональные и местные (локальные) показатели. Например, уровень цифровизации местной телефонной сети по Российской Федерации в 2001 г. составил 31,8%, по Сибирскому федеральному округу – 35,2%, Томской области – 52,2%, г. Москве – 25,4%.

Успешное формирование системы показателей статистики связи предполагает научно обоснованное применение таких обобщающих статистических характеристик, как абсолютные, относительные и средние величины, и глубокое освоение общих принципов их построения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: