Тема 8. Статистика товародвижения и товарооборота

Тема 7. Рынок товаров и услуг как предмет и объект статистического исследования.

Рынок товаров (продуктов, услуг) – это система отношений купли-продажи между экономически свободными продавцами и покупателями.

Студент должен уяснить, что предметом статистики рынка являются массовые рыночные явления и процессы, поддающиеся количественной оценке (4, с. 7-8).

Важным является вопрос дифференциации рынка, классификации рыночных партнеров и определения товарных связей, а также связанных с этим задач и определения системы показателей статистики рынка (4, с. 9-18).

Особое внимание следует уделить показателям статистики рынка в СНС и ее информационной базе (4, с. 18-30), изучению и статистической оценке конъюнктуры рынка (4, с. 35-93), статистическим методам маркетингового исследования на потребительском рынке (4, с 101-160).

В этой главе необходимо обратить внимание на такие понятия, как товар, товародвижение н его звенность, каналы товародвижения и их уровни, понятие товарооборота как процесса купли продажи, обмена товара на деньги, задачи статистики (3, с. 444-448; 4, с. 216-222).

При изучении системы показателей статистики товародвижения и товарооборота следует уяснить, что товарооборот является центральным показателем статистики рынка, выделить его основные категории (валовой, оптовый, розничный, чистый), расчет коэффициента звенности (4, с 222-232). Особо выделяются вопросы статистической оценки оптового и розничного товарооборотов.

В процессе изучения оптового товарооборота (поставки товаров) необходимо усвоить систему статистических показателей, включающих расчет (4, с. 232-250):

Ø уровня выполнения договорных обязательств по объему

или ;

Ø абсолютного размер отклонения поставки от договора

или ;

Ø уровня выполнения договорных обязательств по ассортименту

  % вып. дог. по ассорт. = Сума фактического объема поставки без превышения договора   х 100%;
Сумма договорного объема поставки

Ø структуры поставки фактически и по договору (d) в % как отношение поставки по отдельным ассортиментным группам к сумме поставки;

Ø показателя равномерности поставки (r) по формуле r=100-v, где v – коэффициент вариации, рассчитываемый по формуле , где – среднеквадратичное отклонение объема поставки за каждый равный отрезок времени от среднего уровня за весь период;

,

где – поставка за отдельные отрезки времени;

– средний размер поставки за весь период:

,

где – число отрезков времени;

Ø коэффициент аритмичности:

,

где – коэффициент аритмичности, чем ближе он к 0, тем ритмичнее поставка, и наоборот.

В процессе изучения розничного товарооборота, необходимо усвоить систему статистических показателей, включающих расчёт (4, с. 272-277):

1) товарооборота на душу населения , исчисляемый по формуле , где – средний товарооборот на душу населения за период; – сумма товарооборота за период; – среднегодовая численность населения за период;

2) динамики товарооборота на душу населения по формуле

или ,

где и – средний душевой товарооборот соответственно в отчётном и базисном периодах;

– индекс товарооборота в действующих ценах;

– индекс средней годовой численности населения.

3) абсолютное изменение товарооборота в целом:

,

в том числе за счёт изменения:

ü средней численности населения

ü товарооборота на душу населения

Изучая статистические методы оценки розничного товарооборота, учащиеся должны обратить внимание на изучение структуры розничного товарооборота, применяя балансовый метод (4, с. 282-287).

Для оценки динамики оптового и розничного товарооборота статистика применяет индексный метод (4, с. 251-271).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: