double arrow

Вопрос 28. Социальные и нравственные мотивы романа Ж-Ж.Руссо «Новая Элоиза». Руссо и сентиментализм


Социально-политические и эстетические взгляды Ж.Ж.Руссо (по его трактатам). Руссоизм.

Мировоззренческая система Жан-Жака Руссо завоевала огромную популярность еще при жизни, он был признанным властителем дум большинства французов второй половины XVIII века. Его породила определенная историческая эпоха, но и он своими блестящими и оригинальными сочинениями способствовал ее рождению.

1. Идейные предшественники. К числу ближайших предшественников Руссо в области общественно-политической мысли следует отнести Гуго Гроция (1583-1645), Томаса Гоббса (1588-1679), Джона Локка (1632-1704), Ш.Л.Монтескье (1689-1755).

2. Философские и социально-политические идеи. Философская система Ж.-Ж.Руссо сложна и многозначна. Его альтернативная концепция о глубине человеческого существа и диалектике социальной жизни сыграла важную роль в развитии философской мысли. Мировоззренческая система Ж.-Ж.Руссо представляет переплетение различных течений: дуализма, картезианства, сенсуализма, наконец, идеализма и фидеизма в области религиозных воззрений. Но несомненно преобладание дуалистических взглядов, так как Руссо, признавал объективное бытие материальной Вселенной, допуская существование в мире двух начал - духа и материи. Он развивал метафизический взгляд на материю как на мертвую и косную субстанцию, которая сама по себе не имеет никакого движения и только в результате высшего воздействия приобретает способность к механистическому передвижению в пространстве. Движение он понимал не как изменение вообще, а как перемещение в результате механистического воздействия. Вопрос об источнике движения Руссо решал, однако, не материалистически. "Некая воля - писал он - приводит в движение Вселенную и одушевляет природу... Я думаю, что мир управляется могущественной и мудрой силой." (Руссо Ж.-Ж., Эмиль, или о воспитании,с.265-269). * * Самым важным препятствием для человека является сам человек.Но нынешнее стремление к "объективному" познанию, освоение внешней предметности отдаляет человека от самого себя. Руссо отрешает чувство от всякой внешней предметности и ориентирует внутрь для достижения морального самопознания. Признавая первым чувством человека "ощущения его бытия" , Руссо прилагает и развивает картезианский принцип не в интеллектуальной сфере,однако и не в противоречии с разумом, т.е. не выступает как антиинтеллектуалист: "..мое правило больше полагаться на чувство, чем на разум, сообразуется с самим разумом" (Руссо Ж.-Ж., Эмиль или о воспитании,СПб.,1913,с.203). "Исповедь" Руссо не стоит совсем в стороне от его своеобразного философского начинания. Одной из главных проблем, которые исследует Руссо, является проблема человека, его истинной сущности. Руссо усматривает в человеке два естественных начала, предшествующих разуму (рассудку):"... из них одно горячо заинтересовывает нас в нашем собственном благосостоянии и самосохранении, а другое выражает наше естественное отвращение при виде гибели и страданий всякого чувствующего существа и главным образом нам подобных" (Руссо Ж.-Ж.,Трактаты,с.43). Императив: "Поступай с другими так, как желаешь, чтобы поступали с тобой" - проявляется лишь тогда, когда естественная сострадательность вытесняется эгоистическими наклонностями, но и в этом случае требования, побуждающие к выживанию естественного закона, находят действенную силу не в рассудке, а в совести и чувстве. * * * Достоинство взглядов Руссо на свободу проявляется в его чувственно-практическом подходе. Свобода означает у него внутренне рефлексивное отношение: "быть господином самому себе, практиковать свою волю на самом себе, властвовать над страстями". (Руссо Ж.-Ж.,Эмиль или о воспитании,с.40).Преодоление страстей означает нравственную свободу. Человек как гражданин расстается со своей естественной свободой, зато приобретает свободу моральную. Во имя свободы воли, во имя совести Руссо отвергал фатализм, предопределенность волевых актов, выступая здесь против механистического материализма и противореча теологии. * * * Одним из центральных вопросов в проблеме свободы человека и социальных взаимоотношений Руссо считает вопрос о происхождении неравенства. Неравенство людей - продукт целого ряда переворотов, преобразовавших человеческую природу, "подобно тому, как, чтобы установить рабство, пришлось совершить насилие над природой, так и для того, чтобы увековечить право рабовладения, нужно было изменить природу" (Руссо Ж.-Ж.,Трактаты,с.45). Руссо устанавливает прямую связь появления самолюбивого рассудочного Я, страстно отстаивающего свою обособленность, с возникновением частной собственности. В обществе, которое подвергается автором " Рассуждения о неравенстве" уничтожающей критике, личное Я несет в себе чуждые человечности характеристики Необходимость установления равенства Руссо выдвигает как политическое требование времени. Философ различает природное и социальное неравенство: природа создает людей различными, но не эти различия обуславливают социальное неравенство - его причиной является частная собственность. Особенность взгляда Руссо, с которой не соглашается потом никто из просветителей, состояла в том, что всякое постановление, хотя бы самое полезное и разумное, предписывающее что бы то ни было населению, не участвующему в его обсуждении и голосовании, будет не законом, а лишь приказом. Бытие свободным гражданином предполагает, что гражданин дает согласие на все законы, даже на те, которые принимаются вопреки его желанию, и даже на те, которые карают его, если он осмеливается нарушить их. Интересен и оригинален Руссо в своих педагогических воззрениях.В этой области он выступил горячим сторонником естественного воспитания. Воспитание каждого человека, писал Руссо в книге "Эмиль, или о воспитании", дается природой путем непосредственного развития врожденных способностей и влечений. Вместо старых форм общественного воспитания Руссо считал необходимым ввести демократическую систему, в основу которой требовал положить трудовое воспитание: изучение общественных ремесел и искусств, причем в ходе обучения он считал необходимым выявлять у воспитанников те или иные дарования, заложенные природой. Роман "Эмиль, или о воспитании" в силу своего демократического направления получил широкое распространение во Франции и за ее пределами.








3. Религиозные и нравственные воззрения. В восьмой главе четвертой книги "Общественного договора" Руссо кратко изложил свое отношение к религии. Руссо резко осуждал христианство за связи с существующими политическими организациями. Он часто критиковал христианство и за то, что оно слишком мало ценит земную, гражданскую жизнь и вопреки здравому смыслу занято почти исключительно "небесными помыслами". Во-вторых, в христианских государствах, продолжал Руссо, никогда нельзя с точностью узнать, кому следует повиноваться светскому повелителю или священнику. И вообще христианская религия учит главным образом повиновению и смирению. Свои религиозные воззрения Руссо с достаточной полнотой изложил в работе "Исповедание веры савойского викария". Рассуждая о мироздании, единстве целого, активности бытия, об установленном порядке во Вселенной, Руссо не деист,как Вольтер, он исповедует теизм, т.е. не только признанет бога как первопричину, определяющую весь мировой порядок, но и предполагает, что бог присутствует в любом творении, постоянно вмешиваясь в той или иной степени в ход событий. Нравственность, согласно Руссо, укореняется в вере - лишь нравственный человек может быть добродетельным. Настоящее служение богу - это служение ему в сердце, и хороший священник - служитель добра. Не быть фанатиком, не требовать от других беспрекословного соблюдения нелепых обрядов, а реально творить добро - вот что должно быть смыслом деятельности верующего человека. К догматам "гражданской религии" Руссо сделал следующие дополнения: нет религии одного народа, которая исключает все остальные религии, следует терпеть все религии, которые не противоречат долгу гражданина. Религиозные воззрения Руссо, однако, не были вполне определенными: он, то отходил от протестантизма к католичеству, то возвращался к отвергнутому вероучению, что не способствовало повышению доверия к его идеям.

Социально-политические и эстетические взгляды Ж.Ж.Руссо (по его трактатам). Руссоизм.

Жан Жак Руссо в большей мере,чем кто-либо из фр просветителей.может быть назван предтечей,идейным провозвестником Франц революции.Руссо был одним из виднейших представителей евр сентимент-а,который стал на него методом филос и творч-м.Отрицая примат разума и рассудочной логики,Р. утверждал,что действительность познается при помощи интуиции,чувств.Р. утверждал всеобщее равенство,ибо всех людей уравнивает дарованная природой способность чувствовать.Свое творчество Р. начал как автор философ трактатов. «Трактат о науках и искусствах» (1750) ставит целью определить общественную и нравственную роль наук и искусств.Р. приходит к выводу,что их развитие оказ-т самое пагубное воздействие на обществен мораль и жизнь.В истор обзоре влияние наук и ис-в на жизнь отдельн народов(древн египтян,греков,римлян) он отмеч-т,как постепенно под влиян-м роскоши,цивилиз-ии развращ-сь нравы и угасали добродетели. «Рассуждение о причинах и основаниях нерав-ва среди людей» (1755)свид-т о том,что Р.увидел оборотн сторону бурж-го прогресса.Он исслед-л причины бедствен положения народ-х масс и понял,что его источ-м явл неогранич господство частной собств-ти.Он рассматр-т этапы в развитии чел-ва и начин с изуч-ия дикаря, «естествен человека», «естествен состояния». «Обществен договор» (1762)-трактат о истор и теор гос права,в нем Р.выраз свои соц-полит воззрения.По существу,это подробно излож-ая идеал-ая конституция,котор может обеспеч любому гос-ву максимум свобод и равноправие граждан.Р.счит,что гл – не в формегос правления,а в характере отнош-я власти с населен-м страны.В основе любого гос-ва должен лежать общест-й договор м/у правит-ом и народом.Цель договора-благо всех граждан.Абсолют власть принадлеж народу,а законодатель-лишь агент общ воли.Народ имея суверенные права,обязан их уважать,а правит-во должно быть под пост-м контролем народа.Философ воззрения Р. прояв-сь в романе-трактате «Эмиль,или О воспитании»(1762).Он посвящ изложению методов и задач идеал-о естествен воспитания ребенка,в результ котор можно создать тип идеал человека,свобод-го от влияния ложной цивил-ии.Весь роман-утопия.Сист воспит Р.основыв-ся на принципе: «все прекрасно,когда оно выходит из рук Творца,все портится в руках человека».Чтобы усилить благотвор влиян природ,надо изолир-ть воспит-ка от окруж-го общ-ва(дворянин Эмиль растет в деревне,не знаком с общеприн-ми нормами париж-й жизни).Р.настаивает на необходимости овладеть полезным для жизни ремеслом(Эмиль станов плотником).Но гл-это воспит-ие души ребенка и чувст-ти,котор заключ в себе способность сострадать другому.В понятие добродетели у Р.входит и религ-ое чув-во.Сама религ-ть имеет 2 истока-культ природы и культ чел-го сердца.Храм религии-вся прир и сам человек.Религ не нужд в догмах,она внецерковна,требует только искрен-х чув-в и добр дел.В руссоизм вошли отрицания цивил-ии,разума,теор естествен человека,призыв к природе,прославление чув-ва,религия сердца.

Роман Руссо «Юлия, или новая Элоиза».

Подлинной энциклопедией руссоизма стал роман «Ю..»(1761).Роман эпистолярн:форма писем придавала его повеств-ю ощущение достовер-ти,правдив-ти и помогало проникнуть в мир пережив-й.В романе проявился творческ метод Р:основ проблемы-культ добродетели и природы – решаются в романе с помощью «сердечн воображения».Герои романа стали идеальным воплощением концепции человека в понимании Р.Важное место отводится в романе соц аспекту;Р-решит-й противник соц неравенства,сослов-х предрассудков( они осуждению подверг-ся в письмах Эдуарда Бомстона,друга Сен-Пре).В романе,гл образом в письмах Сен-Пре из Парижа критик-ся современ цивил-ия:вежливость и культура фр-ов служат лишь их порокам,всюду царят ложь и лицемерие.Брак во Фр предстает в романе только сделкой,а семья-фасадом,прикрыв-им разврат.В письмахС-П,наблюдавшего жизнь диких народов во время путеш-я,восхваляется естествен-ое сост человека,живущего на лоне природы.6 частей романа разбив-ся на 2 книги.В первых 3 частях Р.изобр естествен чув-во,котор разруш обществ преграды – любовь Юлии и С-П.Послед 3 прославл-т нравствен долг,говорят об обязан-х обществен человека.Критика цивил-ии у Р отнюдь не означат призыва разрушить общ-ва и вернуться к естест сост,гибельного для современ чела.Противоречия м/у природой и цив-ей Р.счит возможным разрешить их слиянием.Отнош м/у людьми должны проник-ся естеств нравствен-ю,тогда общ-во станет 2й природой для человека.Убеждение Р-страсть сама по себе не низка,в ней кроются глубок и благород силы.Но,говор Р, «чувствен душа – роковой подарок неба»,т.к.страсть может привести к забвению добродетели,наруш-ю нравствен норм.Недаром Р.рисует благотворн-ть брака без страстной любви:брак-это отнош соц,основ-ые на взаим-х обязан-х.Вольмар – бесстрастный мудрец-слушает в перв очередь голос разума.Юлия испыт уважение и доверие к мужу.В послед частях речь идет о том,какими должны быть чел и общ-во.Р.выдвиг свою финанс и экономич теорию:Вольмар небогатый,но разум отнош к хоз-ву помогает им преумнож сост.Отнош м/у слугами и господами закл в выполн-ии взаим обязан-ей.







Сейчас читают про: