double arrow

Вопрос 27. Дидро и «энциклопедия». Проблематика и художественное своеобразие философских повестей Д.Дидро («монахиня», «племянник рамо»)


Вопрос №23. Французская литература предпросвещения. Романы Лесажа и Прево.

Особенности французской литературы эпохи Просвещения.

Эпо́ха Просвеще́ния (фр. siècle des lumières, нем. Aufklärung) — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум» Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных.

Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.). Под влиянием идей просвещения предприняты были и реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм и французская революция).

Эпоху Просвещения во Франции обычно разделяют на три этапа. Первый условно открывается смертью Людовика XIV (1715), обозначившей конец «классического» XVII века, второй датируется выходом первого тома Энциклопедии (1751-1772), третий отчасти хронологически накладывается на второй, внося в него существенные качественные отличия: он отмечен распространением идей Жан-Жака Руссо (в 1760 — 1770-е гг.) и связанного с ним сентиментализма и завершается Великой французской революцией. Для первого этапа характерны борьба с церковью и религиозной нетерпимостью, с деспотизмом и произволом, провозглашение основой нравственности естественного стремления человека к счастью, постановка проблемы разумного государственного устройства. Однако предлагаемые решения этих вопросов носят гораздо более умеренный характер, чем критика действительности. Главные фигуры первого этапа — Монтескьё и Вольтер.

Второй этап отличается большей остротой и радикальностью как политических, так и философских идей. В этот период на первый план выдвигаются философы-материалисты Дидро, Гельвеции, Гольбах.




Прямой контакт жизни и литературы, характерный для накаленной общественной атмосферы тех лет, особенно сильно ощущался на театральных подмостках. Чрезвычайно активизировалась и деятельность прессы, заметно возросло число журналов и газет; на их страницах велась острая литературная и идеологическая полемика.

Другой характерной особенностью культуры французского Просвещения был ее универсализм, энциклопедичность, проявившиеся уже на раннем этапе, задолго до создания знаменитой Энциклопедии. Взаимопроникновение наук и литературы, с одной стороны, наложило свой отпечаток на стиль научных сочинений -изящный, гибкий, остроумный, с другой стороны, придало теоретическую глубину и масштабность научного обобщения произведениям художественным. Большинство писателей эпохи Просвещения были прекрасно осведомлены не только в гуманитарных, но и в естественных науках, а некоторые сказали в них свое новое слово. Популяризация эмпирических знаний проникает и в собственно поэтическое творчество. Именно в эпоху Просвещения возникает так называемая «научная поэзия» — большие стихотворения и целые поэмы описательно-дидактического характера, разрабатывающие темы из географии, ботаники, астрономии, воспевающие технические изобретения. Возникает жанр «серьезной комедии» и его разновидность -«слезная комедия», в которой полностью исчезает элемент смешного.

Особенности французской литературы эпохи просвещения.

В 18 столетии во Франции с огромной силой и революционной последовательности развернулось просветительское движение. 18 век- преимущественно фр век. На всем протяжении 18 в между Англ и Фр в многолетних войнах решался вопрос о первенстве на морях и в колониях. Войны ослабили Фр, нарушили внутр экономич жизнь страны. Гос казна была опустошена. Внутр политика фр-го абсолютистского правительства была беспомощна, как и политика внеш. Известно, что революц.атмосфера создается тогда, когда производительные силы не могут дальше развиваться при существующей системе производствен-х отношений. Все классы общества были не довольны сущ-м порядком. Процесс разложения абсолютизма как показатель кризиса всей феод сист Фр начался в последние годы правления Людовика 14. Рев.взрыву предшествовала долгая борьба в области идеологии. Церковь была оплотом феод-ма. Рев.движ, несущее на своих знаменах идею прогресса, возглавили во Фр просветители. От них сам век стал именоваться веком Просвещения. Монтескьё, Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах и др сформулировали общепонятным языком истор.задачу, вставшую перед обществом. В совершении общ.переворота нуждалась фр буржуазия, она первая воспользовалась плодами этого переворота. Но в рев-ии нуждались в большей степени трудящиеся массы. Поэтому бурж-я выступила от имени всего народа. В 1748 вышел из печати гл.труд Монтескьё «Дух законов», одновременно с первым сочинением Мабли «Публичное право в Европе». Двумя годами раньше Кондильяк напечатал знаменитый философский трактат «Очерк об источниках человеч познания». В 1746 опубликовал свое первое сочин Дидро, в 1749 в печати выступил Бюффон(«Естественная истор.»).Просветители выступили прежде всего на штурм идеологических основ феодализма. Просвет-и опирались на культурное наследие гуманистов эпохи возрождения: любовь ко всему земному, реальному в противовес аскетическим идеалам средневековья, ориентация на материалист.философию. Основным принципом просветительской эстетики было требование активного вмешат-ва художника в обществ.жизнь. Худ-к – судья, он карает преступников на троне, угнетателей-тиранов, он возвеличивает нравственную доблесть народа. Они ввели в литру в качестве положит героя нового человека, не имеющего дворянск.титулов и богатств. Бедный учитель Сен-Пре в романе «Нов.Элоиза»,слуга Жак в повести Дидро «Жак – фаталист»,Кандид в повести Вольтера. Театр был трибуной просветителей. Просветители в своей публицистич деят-ти избрали форму короткой, остроумной политич или философ брошюры.Они создали особ жанр худож.публицист.прозы – философ роман (Монтескьё «Персидские письма») и философ повесть(Дидро «Племянник Рамо»). Они стремились реформировать дворянск искус-во, демократизир его. Просветители заставили классицизм с его героическ пафосом служить новым идеям. Они также использовали сентиментализм: Дидро ввел «чувствительность» в драму, Руссо построил целую философию чувства. Просветители ратовали за точность и ясность языка писателя (Вольтер ввел в употребление короткую, отточенную фразу). Вольтер и Дидро прибегали к тонкой иронии, Руссо-к высокой патетике.



Авантюрно-сатирический роман А.Лессажа.

ЛЕСАЖ, АЛЕН РЕНЕ (Lesage, Alain-René) (1668–1747), французский писатель, автор классического нравописательного романа Жиль Блаз. Родился 13 декабря 1668 в Сарзо (ныне департамент Морбиан). Изучал в Париже право, в 1692 стал юристом. Женившись (1694), решил зарабатывать на жизнь литературой. Последующие пятьдесят лет провел в Париже. Чтобы прокормить семью (у него было четверо детей), практически постоянно писал романы и пьесы. Умер Лесаж 7 ноября 1747. Расхождение интересов основного массива буржуазии с феодально-крепостнической монархией, все более становившейся тормозом для развития производительных сил страны, ослабляет позиции классицизма и требует расширения рамок литературы в направлении более широкого познания социальной действительности. Л. ответил на этот запрос и явился создателем французского реалистического романа XVIII века.

Этот реалистический роман сложился на основе традиций испанского «плутовского», т. е. буржуазно-авантюрного романа XVI—XVII вв., возникшего в качестве антитезы роману падающего феодального дворянства (см. «Роман»). Однако развертывая свое творчество за пределами классического стиля, Л. еще связан с французским классицизмом рядом общих черт. Так, «Хромой бес» (Le diable boiteux, 1707) — первый оригинальный роман Л., выросший из подражания роману испанца Гевара «El diablo cojuelo», — сочетает тематику, сюжетную конструкцию и композиционные приемы (напр. вставные новеллы-эпизоды) испанского романа с методом обрисовки персонажей французск. классика Лабрюйера (см.). Аналогичную картину имеем в первой оригинальной комедии Л. — «Криспин, соперник своего господина» (Crispin rival de son maître, 1707), в которой заимствованную у испанца Мендоса фабулу Л. разрабатывает в манере французской буржуазной комедии XVII в. (Мольер, Реньяр, Данкур). Испанская фабула служит в обоих случаях условной оболочкой для изображения французской жизни. Оригинальный прием Гевары — показать жизнь людей, как бы застигнутых врасплох бесом Асмодеем и студентом Клеофасом, снимающими крыши с их домов, — дает Лесажу возможность развернуть обширную, полную контрастов картину жизни разных классов французского общества. При этом на смену абстрактно-логическим схемам Лабрюйера приходит метод социальной характеристики персонажей. Также и в «Криспине» старый комедийный мотив — слуга заменяет господина по соглашению с ним в любовной интриге (ср. «Слуга-господин» Скаррона, «Жеманницы» Мольера) — дает толчок к перерождению шаблонного комического слуги в смелого и ловкого выходца из низов, мечтающего стать из лакея господином, отбить у него невесту и завладеть ее приданым. Такое перерождение, отражая социальные сдвиги во французском обществе XVIII в., определяет путь от Криспина, через Фронтена («Тюркаре») и Жиль Блаза, к воинствующему Фигаро Бомарше (см.), предвещающему революцию 1789.

Уже в «Криспине» и «Хромом бесе» бытописание сочетается с сатирической установкой, Эта свора светских негодяев возглавляется откупщиком и ростовщиком Тюркаре, бесстыдным плутом, мотом и развратником, который в разговоре со своим приказчиком Рафлем (д. III, сц. 9) вскрывает закулисную сторону финансового мира, всю механику этого организованного разбоя. Однако пафос его социального обличения ослаблен тем, что автор слишком подчеркивает комические стороны этого характера: глупость, ничтожество, недальновидность Тюркаре. Этому горе-капиталисту противопоставлен идущий ему на смену умный плебей Фронтен. В нем вскрывается лицо будущего героя, пробивающего себе дорогу своим умом и хитростью, для которого в условиях эпохи накопления открыто было широкое поле деятельности. Наказание порока, затребованное каноном классической комедии, здесь весьма проблематично; зато с полной ясностью вскрывается двусмысленность морали Лесажа. Эта мораль сближается в конечном итоге с циничной моралью буржуа этой эпохи, прославляющей всякий успех и удачу независимо от средств, которыми они достигаются.

Лесаж создал однако сочную бытовую картину французской жизни. Жанровые картины из быта средних и низших классов (1 и 2 части) сменяет в 3 ч. сатирическое изображение высшего света и оборотной стороны правительственных учреждений. Политическая сатира 3 ч. романа порождена придворными нравами эпохи Регентства, этой поры циничного, бесшабашного разгула власти, утерявшей всякий престиж и доверие преобладающей группы буржуазии. 4 ч. романа дает, напротив, иное, идеализированное освещение правящих кругов: на смену циничному герцогу Лерма (аббат Дюбуа) появляется честный министр Оливарес, прототипом которого является, очевидно, Флери, пытавшийся наладить более нормальные отношения с буржуазией. Так разные части романа непосредственно отображают настроения средней буржуазии в первой трети XVIII века. В этом — большой исторический интерес «Жиль Блаза», восполняемый его крупными художественными достоинствами: полнокровной жизненностью, сочным изображением характеров как функции общественных отношений. На этом фоне выделяется центральный образ романа — Жиль Блаз, этот тип среднего буржуа, грубоватый, добродушный, слегка трусливый, но на редкость жизнерадостный, выносливый, деятельный и практичный. Несомненна при этом некоторая искусственность в построении этого характера: приключения Жиль Блаза не оставляют почти никакого следа на его личности, не обогащают его психического содержания (Лансон). Но ведь мы имеем здесь лишь первые шаги буржуазного реалистического романа, который не успел еще углубить свой творческий метод. Реализм Л. поэтому еще довольно общ, отвлеченен; он скользит по поверхности явлений, не охватывая их сложности и противоречивости. Но и в таком виде это — этап, имеющий общеевропейское значение. На «Жиль Блазе» воспитывались такие мастера буржуазного романа, как Фильдинг (см.) и Смоллет (см.). В России его влияние заметно у представителей русского «плутовского» романа: Чулкова, Симановского, М. Комарова («Несчастный Никанор»), Нарежного («Похождения российского Жиль Блаза»), Булгарина («Иван Выжигин»); кое-чем обязан Лесажу даже Гоголь в своих «Мертвых душах». Один из зачинателей еврейской буржуазно-просветительной лит-ры И. Аксельрод в первой половине XIX в. написал роман «Еврейский Жиль Блаз».

Вопрос 26. Философские повести Вольтера, их художественное своеобразие («кандид», «простодушный».)

Философ повести Вольтера «Кандид» и «Простодушный».

Философ повести харак-ны для позднего периода тв-ва Вольтера. В 1758 В. Написал лучшую свою повесть «Кандид» или «Оптимизм», где отчетливо выступ философ перелом . Оптимистич идея Лейбница о предустановленной гармонии добра и зла, о причинно-следственной связи опровергается событиями жизни скромного и добродетельного Кандида: за несправедливым изгнанием из баронского замка, где он воспитывался из милости, следуют насильственная вербовка в рекруты, истязание шпицрутенами, картины кровавой резни и мародерства солдат, Лиссабонское землетрясение. Повествование строится как пародия на авантюрный роман – герои переживают приключения, их убивают(не до конца), вешают(но не совсем), потом они воскресают; любящие, разлученные, казалось бы навеки,встречаются вновь и соедин браком,когда от их молодости и красоты не осталось и следа.Действие переносится из Германии в Португал,в Нов.Свет,в утопич страну Эльдорадо.Потом герои возвращ-ся в Европу и,наконец,обретают мирное убежище в Турции,где разводят плодовый сад.Уже сам контраст м/у бытовой концовкой и драматич событиями характерен для гротеск-й манеры повеств-я.Действие оказ-ся нанизанным на непрекращающийся философский спор м/у лейбницианцем Панглоссом,пессимистом Мартеном и Кандидом,котор постепенно,умудренный жизнен опытом,начин-т критически относ-ся к оптимистич доктрине Панглосса(бросаемый в море бед,он проповедует оптимизм – «Все к лучшему в этом лучшем из миров»).В.выраж идею несовершенства мира.Отрицая философ Лейбн-а и англ филос-ов 18 в,свой оптимизм В.закл в вере в совершенств-ие человечества и всех его соц-х институтов.

Действие повести «ПРОСТОДУШНЫЙ»(1767)развертыв-ся во Фр,хотя гл герой-индеец из племени гуронов,силой обстоятельств оказавш-ся в Европе.Обращаясь к популяр в эпоху просв-ия «естественному человеку», В.применяет здесь прием «остранения».Фр и ее общест-ые институты,деспотизм и произвол королев власти показаны свежим взглядом человека,выросшего в др мире.Простодуш недоумение героя оборачив-ся для него цепочкой злоключений и преследов-ий.Условно-благополуч концовке противостоит печальная развязка - гибель добродетельной девушки.Конечн вывод автора однозначен: суждение «из худа не бывает добра» противопост-о лейбницианской формуле «нет худа без добра».Сатирич эф-т достиг-ся здесь на протяжении повествования посредством «иного видения» глазами гурона.В повестях нет психологизма,главное в них – предельно заостренное сатирич изображение соц зла,жестокости и бессмысл-ти сущ-х общ-х институтов и отнош-й.Этой суровой реал-ю провер-ся истин ценность философ истолкований мира.Обращен-ть к действит жизни пронизывает все тв-во В.

Идеология и эстетика Д.Дидро. Социально-психологич. анализ в повести «Монахиня».

Дени Дидро-великий философ и писатель, был выдающимся пропагандистом, идеологом, организатором. В течение четверти века стоял во главе издания знаменитой «Энциклопедии», содействуя пробуждению и росту революционного сознания масс. Материализм Д. далеко опередил философ систему Вольтера. Дидро стоял на пороге диалектического материализма. Он больше, чем кто-либо из фр просветителей, занимался вопросами теории искус-а. Дидро призывал художников к великой цели-служить народу. Дидро ставит серьезную проблему-о нравственном облике художника. Человек, не воспитавший себя для жизни в обществе, не утвердивший в своем сознании твердые нравств принципы, не может стать настоящим поэтом, музыкантом, живописцем. Поэтому первая задача художника-правильно формировать свою собственную личность. Он также призывал худ-в проникать в соц корни психологии персонажей, находить соц причины их поступков и поведения. Он осудил нормативную эстетику классицизма, пресловутые правила: «Правила приводят иск к рутине». Он утверждал новые принципы и правила иск, разработав теорию просветительск реализма. Философ ратует за простоту в иск, видя в ней существенный элемент прекрасного. Великий просветитель говорил, что простота-неотъемлемый признак возвышенного. Дидро размышлял о несравненном совершенстве творений античных мастеров;оно коренилось в том, что чувство прекрасного было всеобщим, что народ был не только ценителем иск-ва, но и служил моделью для иск-а.

В романе «Монахиня» (закончен в 1760г) все внимание автора сосредоточено на гл героине Сюзанне Симонен, и сюжет повествования несложен.Здесь постоянно пересекаются 3 плана, что помогает автору выявить сущность человеч природы. Это план общественный, котор определяет место гл героини в семье и обществе: сопротивление Сюзанны объединившимся семье и обществу, котор хотят ее изолировать.2й план-религиозный:монастырь становится осн местом действия. 3й план-план природы с ее законами.Из сопоставления с природой выявл неразумность законов соц и религиоз. Дидро показ, что монастырь-отнюдь не мирная обитель для тех, кто посвятил себя служению Богу.Это вынужд-е общежитие для тех, кто не нужен обществу.Жизнь в монастыре нарушает естествен-е права человека, его обитателей лишают свободы и тем самым растлевают их.Дав обет жить в бедности,послушании и целомудрии, монахини на самом деле жестоки,вероломны,корыстны.В монастыре живут 2 типа людей.Одни-лицемеры,примирившиеся со своим положением и извлекающие из него выгоду.Другие- искренне верующие.Способность испыт-ь искрен религиоз чувства Д. с патологией в психике(сестра де Мони, настоятельница Арпажонского монастыря).Судьба гл героини дает возможность Дидро экспериментально исследовать человеч природу. Для этого неопытную, полную жизнен сил девушку он ставит в искл обстановку, котор препятствует проявлен этих сил. Враждебная челов природе монастырск среда вызывает у нее физическ неприятие.Душевные метания героини переживают эволюцию:от сомнений,от чувства протеста и гнева она переходит к открытому бунту.Кроме того, это и публицистич произведение,утверждающее личные и общественные права чел-ка.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: