Классификация механических передач.
1). По принципу действия различают:
- передачи за счет сил трения (фрикционные и ременные);
- передачи зацеплением (зубчатые, винтовые, червячные, цепные).
2). По способу соединения ведущего и ведомого звеньев различают:
- передачи непосредственного контакта (зубчатые, червячные, фрикционные);
- передачи гибкой связью (цепные и ременные).
3). По характеру изменения скорости различают:
- понижающие передачи (редукторы);
- повышающие передачи (мультипликаторы).
Основные кинематические и силовые соотношения в передачах.
Во всех механических передачах различают два звена (см. рис. 10.2):
- входное (или ведущее) с параметрами
(параметры и размеры ведущего звена имеют индекс “1”);
- выходное (или ведомое) с параметрами
(параметры и размеры ведомого звена имеют индекс “2”).
Особенности каждой механической передачи и ее применение определяют следующие основные характеристики:
- мощность и вращающие моменты на ведущем
и ведомом
валах в кВт и кН/м соответственно:
и
,
где
- окружная сила, Н;
- окружная скорость, м/с;
- угловая скорость,
.
Вращающий момент
ведущего вала является моментом движущих сил, его направление совпадает с направлением вращения вала. Момент
ведомого вала - момент сил сопротивления, поэтому его направление противоположно направлению вращения вала.
- частота вращения и угловая скорость ведущего
и ведомого
валов в об/мин и
соответственно.
Основные характеристики необходимы для выполнения проектного расчета (т. е. для определения геометрических размеров) любой передачи.
Дополнительными характеристиками являются:
- КПД передачи:
,
где
и
– мощности на ведущем и ведомом валах соответственно, кВт.
КПД характеризует потери мощности в передаче. Для многоступенчатой передачи, состоящей из нескольких отдельных последовательно соединенных передач, общий КПД:
,
где
- КПД каждой передачи (зубчатой, червячной, ременной и др.) или кинематической пары (подшипников, муфты).
- окружная скорость ведущего или ведомого звена, м/с:
,
где
- угловая скорость,
;
- частота вращения, об/мин;
- диаметр, мм (колеса, шкива и др.). Окружные скорости обоих звеньев передачи при отсутствии скольжения равны.
- окружная сила, кН:
.
- передаточное число
и передаточное отношение
:
и
.
В передаче, понижающей частоту вращения
(угловую скорость
),
; при
частота вращения (угловая скорость) повышается, т.е. понижающая и повышающая передача соответственно.
Для многоступенчатой передачи общее передаточное отношение и общее передаточное число определяют по формулам:
,
где
и
- передаточные отношения и передаточные числа ступеней передачи соответственно.






