Механические передачи.
В материал лекции входит: общие сведения о механических передачах; зубчатые передачи; их достоинства и недостатки, классификация и область применения; материалы зубчатых передач; геометрия прямозубых цилиндрических колес.
Большинство современных машин создается по схеме двигатель - передача - рабочий орган машины (рис. 10.1.). Все двигатели для уменьшения массы, габаритов и стоимости выполняют быстроходными (рабочие же органы машины для выполнения своих функций часто требуют относительно малых угловых скоростей).
Непосредственное соединение двигателя с рабочим органом машины применяется крайне редко (например, гидравлические насосы, вентиляторы). Как правило, между двигателем и рабочим органом машины устанавливают промежуточный механизм - передачу.
Передача - это механизм, служащий для передачи механической энергии на расстоянии. Передавая механическую энергию, передачи могут выполнять следующие функции:
- понижать (или повышать) частоты вращения от вала электродвигателя к валу исполнительного органа с увеличением (или уменьшением) вращающего момента;
|
|
- изменять направление потока мощности (для передачи механической энергии между валами с пересекающимися осями);
- преобразовывать один вид движения в другой (например, вращательное в поступательное и т.д.);
- реверсировать движение (т.е. изменять направление движения рабочего органа машины при постоянной угловой скорости двигателя - прямой и обратный ход);
- распределять энергию двигателя между несколькими исполнительными органами машины (часто встречается в металлорежущих станках).