Рис. 3.9. Аппараты воздушного охлаждения масла
Рис. 3.7. Пылеуловители блока очистки на КС
Необходимость охлаждения газа обусловлено тем, что при компримировании газа возникает тепло, которое сохраняется в газовом потоке, так как теплоотдача в окружающую среду незначительная. Вследствие этого ухудшается режим работы КС, увеличивается расход мощности и расход газа на собственные нужды, кроме этого, увеличение температуры может привести к размягчению изоляции и нарушению её целостности. Количество тепла, подводимого к потоку, транспортируемого газа при компримировании, зависит от пропускной способности КС, температуры газа на входе, степени сжатия, показателя адиабаты и политропического к.п.д. нагнетателя. Это количество тепла эквивалентно рабочей мощности ГПА на КС.
При охлаждении газа водой используют различные теплообменные аппараты: кожухотрубчатые, оросительные и типа «труба в трубе». Кроме теплообменников, они включают: устройства для охлаждения воды, коммуникации, насос, коллектор газа, приборы контроля и управления. Такой способ охлаждения газа называют «мокрым». При охлаждении воздухом применяют аппараты воздушного охлаждения (АВО) различных типов. На рис. 3.8. представлен общий вид аппаратов воздушного охлаждения на КС.
|
|
Рис. 3.8. Аппараты воздушного охлаждения газа на КС
Пуск ГМК зависит в основном от следующих факторов: давления пускового воздуха в баллонах; чистоты трубопроводов пускового воздуха; исправности систем пуска, зажигания и питания топливом; температуры воды в системе охлаждения; температуры смазочного масла; исправности автоматики; квалификации обслуживающего персонала. При пуске ГМК необходимо следить за отсутствием давления газа в коллекторах и перед подачей топлива в силовые цилиндры, продуть их для удаления взрывоопасной смеси. Для обеспечения надёжного пуска ГМК необходимо: подогреть агрегат перед пуском циркуляции воды системы охлаждения; подогреть смазывающее масло и поддерживать в баллонах давление пускового воздуха 1,7МПа.
При сгорании топлива в цилиндрах двигателя вследствие трения деталей выделяется большое количество тепла, которое необходимо отводить с помощью системы охлаждения, обеспечивающей: отвод тепла от деталей и узлов, охлаждение смазочного масла, охлаждение газа, сжимаемого в ГМК. Смазочное масло в ГМК предназначено для создания жидкостного трения в трущихся парах и отвода избыточного тепла.
От правильного обеспеченной системы смазки зависит надёжность и долговечность агрегата.
Надёжная эксплуатация ГТУ в рабочем режиме зависит от её конструкции, качества монтажа, своевременной диагностики и профилактических работ. При сборке ГТУ необходимо строго выдерживать допустимые зазоры. При увеличении зазора проточной части резко снижается к.п.д. и мощность.
|
|
При работе ГТУ большая часть узлов подвергается воздействию высоких температур. Для компенсации температурных удлинений предусматривается линейные компенсаторы, а по опорам – свободное перемещение элементов агрегата. Уровень теплового режима узлов агрегата обеспечивается системой воздушного охлаждения (рис. 3.9).
Ещё в 1970-х годах на базе авиационного двигателя НК-12МА была создана установка для газоперекачивающих агрегата ГПА-Ц-6,3 мощностью 6300 кВт. Создание этого агрегата явилось первым в нашей стране опытом применения модернизированного авиационного двигателя для привода газового нагнетателя. Кроме того, впервые практически было доказано, что газоперекачивающие агрегаты такого типа могут успешно эксплуатироваться в блок-контейнерах без здания турбокомпрессорного цеха, что резко сокращает сроки сооружения компрессорных станций.
Газоперекачивающие агрегаты ГПА-Ц-6,3 были внедрены в эксплуатацию на компрессорных станциях газопроводов «Оренбург-Куйбышев» и «Нижняя Тура-Пермь-Казань-Горький» в 1974-1975г.г. Для газоперекачивающего агрегата ГПА-Ц-6,3 была создана специальная газотурбинная установка НК-12СТ со свободной турбиной на базе этого двигателя с максимальной унификацией узлов и деталей серийного двигателя. При создании было обеспечено запас устойчивости работы при минимальной мощности, достаточно высокая экономичность, умеренная температура газа перед турбиной для гарантирования надёжности двигателя. На рис.3.10. газоперекачивающий агрегат ГПА-Ц-6,3.