Лекция 3.
1. Коэффициент сезонности работы машины – это отношение продолжительности () сезона работы к общему числу дней в году:
.
Анализ показал, что к числу машин, продолжительность работы которых в сезоне ограничено климатическими условиями относятся следующие: сельскохозяйственные машины, снегоуборочные машины, водный и воздушный транспорт.
Для них существенно влияет на долговечность. При круглогодичной работе =1, а для сельскохозяйственных и снегоуборочных машин ≈0,05…0,2; для водных и воздушных машин ≈0,5…0,8.
2. Коэффициент интенсивности эксплуатации машин – это отношение числа рабочих дней в году к общему числу дней в году:
.
Среднее значение .
При пятидневной рабочей недели дней. .
3. Коэффициент сменности машин - это отношение продолжительности рабочих смен в часах к числу часов в сутках.
При 8-ми часовом рабочем дне и одно, 2-х 3-х сменной работе ответственности …0,66…0,99.
4. Коэффициент ремонтных простоев машин – это среднее отношение продолжительности фактической работы к сумме времени простоев машины в ремонтах и фактического времени:
.
Для металлорежущих станков принято . Для оборудования, работающего без остановки . Этот коэффициент в первую очередь зависит от надёжности машины, который фактически определяет как количество, так и продолжительность ремонтов. Кроме того, он связан с уровнем организации ремонтных работ и с правильностью эксплуатации оборудования. В связи с этим обслуживающий персонал с руководителем цеха и ремонтной службы должны быть соответственно обучены в соответствии с видом или типом машин, на которых они работают. Для технологических машин, работающих по календарному режиму, в среднем . Для сезонных машин: , так как они ремонтируются в период бездействия.
5. Коэффициент машинного времени – это отношение машинного времени (время фактической работы) к сумме машинного и вспомогательного времени:
.
Этот коэффициент характерен для машин с ручным управлением (металлорежущие станки) . При высокой автоматизации металлорежущей обработки .
Этот коэффициент зависит от следующих факторов:
1) от надёжности обработки;
2) от уровня организации работ на конкретном рабочем месте (наличие исправного рабочего инструмента и времени его замены при необходимости, от своевременной поставки заготовок, полуфабрикатов и квалификации работающего персонала);
3) от уровня автоматизации.
6. Коэффициент загрузки – это отношение продолжительности фактической работы машины к сумме фактической работы и холостого времени (простои, вызванные невозможностью полной загрузки работы машины):
.
низкий у машин, работающих вне часового графика. В условиях серийного производства недогруженными бывает обычно оборудование узкопрофильного назначения (станки сверлильные, протяжные и т. п.).
в мелкосерийном
в среднесерийном
в крупносерийном
При непрерывно-поточном типе производства .
7. Коэффициент вынужденных простоев – определяется как величина среднего отношения продолжительности фактической работы машины к сумме и времени простоев , вызванных неполадками оборудования, так же недостаточной организацией работы. При этом неисправности оборудования – устраняемые на рабочем месте.
.
при правильном руководстве участка или цеха и высокой надёжности машины.