Лекция 6. Пределы повышения долговечности

Техническая долговечность машины зависит от интенсивности ее работы. Например, у машин – орудий долговечность находится в пределах 25-50 тыс. часов при 2-х сменной работе и 7,5-15 тыс.часов при 3-х сменной, т.е. порядка 5-10 лет. При таких сроках службы возникает проблема устаревания машины. Долговечность можно искусственно продлить восстановительными ремонтами. Но этот путь не рационален из-за высокой стоимости ремонтов, в совокупности значительно превышающей первоначальную стоимость оборудования. Известно, что в начальный период работы машины расходы на ремонт невелики, а затем значительно возрастают и вместе с капитальным ремонтом они сравнимы со стоимостью новой машины. И перед сдачей машины в капитальный ремонт необходимо решить вопрос о целесообразности эксплуатации этой машины. Выгодно приобрести новую машину, если стоимость ремонта больше или равна первоначальной стоимости аналогичной новой машины. Попытка нахождения оптимальной долговечности машин сводится к следующему: учитывают изменения себестоимости продукции, равной сумме постоянных расходов Sпост, независящих от срока эксплуатации машины – Нф (см. графики ниже) (энергия, материалы, оплата труда основного и вспомогательного персонала) и переменных расходов, зависящих от срока эксплуатации машины (амортизационные расходы Sам, которые обратно пропорциональны сроку эксплуатации машины) и расходы в год на ремонтные работы, которые прямо пропорциональны сроку эксплуатации.

Изменение себестоимости продукции в функции срока эксплуатации машины может быть записано в виде:

.

Суммирование этих составляющих расходов дает текущую себестоимость продукции изготовленной на этой машине.

Рис. 2.Графики изменения себестоимости продукции.

Построенный график 2 поиска оптимальной долговечности оборудования крайне ориентирующий, так как подробный анализ всех расходов на ремонт здесь не учтен:

1) Сумма построенных расходов в большинстве случаев выше переменных и min их всегда слабо выражен. Машины, у которых превышен срок оптимальной долговечности, могут длительно работать, давая продукцию с меньшей рентабельностью.

2) Здесь не учитывается суммарная стоимость ремонта за весь период эксплуатации. На кривой 2 ремонтные расходы в последний год эксплуатации равен стоимости машины. А сумма расходов за весь срок эксплуатации здесь приняты равными 4 стоимостям машины, что явно завышено. При ограничении суммарной стоимости ремонтов оборудования стоимостью одной машины min себестоимости продукции и оптимум ее будет различен за каждый год последующей эксплуатации.

Рис.3. Уточненные графики изменения себестоимости продукции.

Из анализа графиков Рис.3 следует, что с увеличение срока эксплуатации машины min-мы стоимости продукции снижаются и становятся менее выраженными. Огибающая линия min-в непрерывно падает с ростом срока службы машин, т.е с увеличением долговечности стоимость продукции непрерывно снижается.

Срок эксплуатации машины при оптимальной долговечности определяется как себестоимостью продукции изготовленной этой машины, так и качеством обслуживания этих машин. Под качеством обслуживания понимают уровень грамотности и технологической дисциплины обслуживающего персонала и оптимальной интенсивностью работы оборудования, исключающая ее досрочное устаревание.

Лекция 7. Долговечность и техническое устаревание машины.

Повышение долговечности тесно связано с проблемой технического устаревания, которое наступает, когда машина, сохраняя физическую работоспособность, по своим показателям не может удовлетворить промышленность из-за растущих требований по производительности, качеству изделий, а также из-за создания новых более совершенных аналогичных машин (более надежных и производительных).

Признаками устаревания, например, металлорежущих станков являются: пониженные по сравнению со средним уровнем показатели: надежности машины, качества продукции, точность выполняемых операции; повышенный расход: энергии, стоимости труда, обслуживания и ремонта, а в итоге пониженная рентабельность машины. Главным показателем устаревания машины является снижение роста производительности на единицу обслуживающего персонала.

Различают два вида устаревания машин:

1. Безусловное устаревание, наступающее в 2-х случаях:

1) при переходе на новый вид продукции (полная смена оборудования и технологического процесса);

2) при новом прогрессивном ТП или применении новых орудий труда, позволяющих создать продукцию с превосходящими показателями. Изменение оборудования и снятие его в связи устареванием возможно лишь пи устойчивом спросе на конкретную продукцию, т.е. при устойчивом рынке сбыта данной продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: