(2.11)
Отметим, что намного меньше, чем
, и полная мощность трансформатора в режиме холостого хода
приближенно равна намагничивающей мощности
.
С учетом (2.11) проводимость определяется так:
(2. 10 а)
Сопротивления трансформатора и
определяются по результатам опыта короткого замыкания (КЗ). В этом опыте замыкается накоротко вторичная обмотка, а к пер-вичной обмотке подводится такое напряжение, при кото-ром в обеих обмотках трансформатора токи равны но-минальному. Это напряжение и называется напряжением короткого замыкания
(рис. 2.5, 6 и г). Потери в стали в опыте короткого замыкания
очень малы, так как
намного меньше
. Поэтому приближенно считают, что все потери мощности в опыте КЗ
идут на нагрев обмоток трансформатора, т. е.
(2.12)
и
(2.13)
В современных мощных трансформаторах «
и
. Из опыта КЗ (рис.2.5, в)
Умножая последнее выражение на , после преоб-разований получим
В (2.13), (2.14) сопротивления получаются в омах при подстановке напряжений в киловольтах, а мощностей-в мегавольт-амперах и в мегаваттах.
Потери активной мощности в зависят от тока и мощ-ности нагрузки
и
. Эти потери равны
Если подставить в последнее выражение из (2.13) и учесть, что
, то получим
. (2.15)
Потери реактивной мощности в аналогично (2.15) определяются так:
(2. 16)
Для трансформатора, через который проходят ток на-грузки и мощность
, потери мощности с учетом (2.11), (2.15) и (2.16) равны
, (2. 17)
. (2.18)
Если на подстанции с суммарной нагрузкой работа-ют параллельно k одинаковых трансформаторов, то их эк-вивалентные сопротивления в k раз меньше и равны
,
,а проводимости в k раз больше, т.е. равны
Если учесть это в выражениях (2.9), (2.11), (2.15), (2.16), то получим следующие выражения для потерь мощности:
, (2.19)
, (2.20)
Эти же выражения можно получить и другим способом. Если подставить в (2.17), (2.18) вместо поток мощно-сти, текущей через каждый трансформатор и равной
, то получим потери мощности в одном трансформато-ре. Умножим их на k и получим выражения (2.19), (2.20) для потерь мощности в k параллельно работающих транс-форматорах.
Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформато-ры. Во многих случаях на подстанции нужны три номи-нальных напряжения - высшее , среднее
и низшее
. Для этого можно было бы использовать два двухобмо-точных трансформатора (рис. 2.6, а). Более экономично, чем два двухобмоточных, применять один трехобмоточный трансформатор (рис. 2.6, б), все три обмотки которого име-ют магнитную связь (рис. 2.7, а). Еще более экономично применение трехобмоточных автотрансформаторов, услов-
Рис. 2.6. Схемы подстанций с тремя номинальными напряжениями:
а - два двухобмоточных трансформатора; б -трехобмоточный трансформатор; в -автотрансформатор
ное обозначение которых в схемах электрических сетей приведено на рис. 2.6, в. Схема соединения обмоток авто-трансформатора показана на рис. 2.7, б. Обмотка низшего напряжения магнитно связана с двумя другими. Обмотки же последовательная и общая (П и О на рис. 2,7, б) непо-средственно электрически соединены друг с другом и, кро-ме того, имеют магнитную связь. По последовательной об-мотке течет ток , а по общей-(
). Номинальной мощностью автотрансформатора называют мощность, ко-торую автотрансформатор может принять из сети высшего напряжения или передать в эту сеть при номинальных условиях работы:
(2.21)
Эта мощность также называется проходной. Она равна предельной мощности, которую автотрансформатор может передать из сети высшего напряжения в сеть среднего на-пряжения и наоборот при отсутствии нагрузки на обмотке низшего напряжения.
Последовательная обмотка П рассчитывается на типо-вую мощность (рис. 2.7, б)
(2.22)
где - коэффициент выгодности, пока-зывающий, во сколько раз
меньше
.
Напряжение общей обмотки меньше , ток в ней равен
, поэтому ее мощность меньше
. Мо-жно показать, что мощность общей обмотки равна типо
Рис. 2.7. Трехобмоточный трансформатор и автотрансформатор
а, б -схемы соединения обмоток; в, г- Г-образная и упрощенная схемы замещения; д -схема опыта КЗ (ВН)
вой. Обмотка низшего напряжения также рассчитывается на или на мощность меньше
. Ее номинальная мощ-ность выражается через номинальную мощность автотрансформатора так:
(2.22а)
где для кВ
0,4; 0,5.
В трехобмоточном трансформаторе все три обмотки имеют мощность . В автотрансформаторе общая и по-следовательная обмотки рассчитаны на типовую мощность
<
, а обмотки низшего напряжения - на
<
. Таким образом, через понижающий авто-трансформатор можно передать мощность, большую той, на которую выполняются его обмотки. Чем меньше коэф-фициент выгодности
, тем более экономичен автотрансформатор по сравнению с трехобмоточным транс-форматором. Чем ближе номинальные напряжения на сред-ней и высшей сторонах автотрансформатора, тем меньше
и тем выгоднее использовать автотрансформатор. При
[см. (2.22)].
Схема замещения трехобмоточного трансформатора и автотрансформатора с >220кВ приведена на рис. 2.7, в, а с
кВ-на рис. 2.7, г. Как и для двух-обмоточкого трансформатора, в такой схеме замещения отсутствуют трансформации, т.е. идеальные трансформато-ры, но сопротивления обмоток низшего и среднего напря-жений приводят к высшему напряжению. Такое приведение соответствует умножению на квадрат коэффициента транс-формации, Схема замещения трехобмоточного трансфор-матора без приведения сопротивлений обмоток низшего и среднего напряжений к высшему напряжению, но содер-жащая два идеальных трансформатора, рассмотрена в § 3.9. Потери холостого хода
и
определяются так же, как и для двухобмоточного трансформатора. Потери
- известная каталожная величина, а
определя-ются из выражения (2.11) по каталожному значению
%. Для трехобмоточных трансформаторов и автотрансфор-маторов задаются три значения потерь короткого замыка-ния по парам обмоток
и три на-пряжения короткого замыкания по парам обмоток
. Каждое из каталожных значений
и
относится к одному из трех возможных опытов ко-роткого замыкания. Значения
и
определя-ются при замыкании накоротко обмотки низшего напряже-ния при разомкнутой обмотке реднего напряжения и под-ведении к обмотке высшего напряжения такого напряжения
, чтобы ток в обмотке низшего напряжения трансфор-матора был равен номинальному. Схема этого опыта КЗ приведена на рис.2.7, д. Ненагруженная обмотка среднего напряжения изображена штрихами, чтобы подчеркнуть, что ток в ней равен нулю. Аналогично опыту КЗ для двух-обмоточного трансформатора [см. рис. 2.5, г и выражение (2.13)] из данного опыта КЗ можно определить сумму со-противлений обмоток высшего и низшего напряжений:
. (2.23)
Соответственно для опытов КЗ по другим обмоткам справедливы аналогичные выражения:
, (2.24)
. (2.25)
В уравнениях (2.23)-(2.25) три неизвестных-ак-тивные сопротивления обмоток трансформатора . Решив эти три уравнения с тремя неизвестными, по-лучим выражения, аналогичные (2.13):
, (2.26)
, (2.27)
. (2.28)
В (2.26) - (2.28) величины , соответ-ствующие лучам схемы замещения, определяются по каталожным значениям потерь КЗ для пар обмоток:
, (2.29)
, (2.30)
. (2.31)
Аналогично этому по каталожным значениям напряже-нии КЗ для пар обмоток опреде-ляются напряжения КЗ для лучей схемы замещения
:
(2.32)
(2.33)
(2.34)
По найденным значениям опреде-ляются реактивные сопротивления обмоток
по выражениям, аналогичным (2.14) для двухобмоточного трансформатора. Реактивное сопротивление одного из лу-чей схемы замещения трехобмоточного трансформатора (обычно среднего напряжения) близко к нулю.
Все современные трехобмоточные трансформаторы вы-пускаются с одинаковыми номинальными мощностями об-моток. Для ранее выпускавшихся трансформаторов, имею-щих различные мощности отдельных обмоток, каталожные значения ,
для пар обмоток должны быть приве-дены к одной мощности (обычно к мощности обмотки выс-шего напряжения). Приведение
производится пропор-ционально отношению мощностей обмоток, а приведение
- пропорционально квадрату этого отношения.
Для автотрансформаторов дополнительно указывается номинальная мощность обмотки низшего напряжения в до-лях номинальной мощности автотрансформатора, т. е. (2.22 а). Значения
для пар обмоток приведены к напряжению обмотки ВН и отнесены к
. Значения
отнесены к номинальной мощности автотрансфор-матора
, а
и
-к номинальной мощнос-ти обмотки низшего напряжения, т. е. к
. Эта осо-бенность записи параметров определяется условиями опы-та КЗ автотрансформаторов. Например, при КЗ (ВН) напряжение на обмотке ВН поднимается до такого значе-ния, при котором в закороченной обмотке низшего напря-жения, рассчитанной на
[см. (2.22 а)], ток будет со-ответствовать не
, а
. При КЗ (ВС) ток в после-довательной обмотке (рис.2.7, 6) поднимается до значения, соответствующего
(см. (2.21).
Приведенные к разным мощностям паспортные значе-ния для пар обмоток автотрансформатора необходимо привести к одной мощности - номинальной. Как отмеча-лось выше, это приведение пропорционально отношению квадратов мощностей обмоток:
(2.35)
(2.36)
Тема3. Расчет режимов линий электропередачи и электрических сетей в нормальных и послеаварийных режимах.
Задача расчета режима сети. Векторная диаграмма линии электропередачи. Баланс активной и реактивной мощностей в энергосистеме. Расчеты режимов линий электропередачи при различных исходных данных. Натуральная мощность и пропускная способность линий электропередачи. Схемы замещения электрических сетей. Распределение мощностей в разомкнутых и простейших замкнутых сетях.
(специалисты – 4 ч., бакалавры – 4 ч., заочники – 2 ч.)