Основные обозначения при расчете параметров

Содержание определений

Содержание определений эксплуатационных свойств

Содержание определений основных частей и агрегатов автомобиля

Существующие автомобили (легковые, грузовые, специальные, автобусы) разнообразны по конструктивному оформлению. Но при этом любой автомобиль состоит из трех основных частей: двигателя, шасси и кузова.

Двигатель – это источник механической энергии, приводящий автомобиль в движение, в основном применяются двигатели внутреннего сгорания, в которых процесс сгорания топлива, в результате которого выделяется превращающаяся в механическую работу теплота, происходит внутри, в цилиндрах двигателя.

 
 

Шасси – это совокупность механизмов, предназначенных для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам, создания тягово-скоростных свойств, для передвижения автомобиля и создания плавности хода, проходимости, управляемости, маневренности, устойчивости, безопасности движения. Оно состоит из трансмиссии, несущей системы (ходовой части) и механизмов управления.

Кузов служит для размещения людей или грузов. Кузов легковых автомобилей и автобусов состоят из салонов для людей, кузова грузовых автомобилей состоят из грузовой платформы и кабины для людей. Кузова автобусов и легковых автомобилей выполняют функцию рамы в несущей системе автомашины.

Кроме основного способа размещения двигателя, шасси и кузова возможны и другие варианты, позволяющие реализовать какие-нибудь специальные функции автомобиля. Например, кузова вагонного типа с задним размещением двигателя или полноприводные автомобили с дополнительными механизмами в трансмиссии.

Агрегат представляет собой несколько соединенных между собой и с базовой деталью механизмов или сложных узлов. Система представляет собой совокупность узлов и механизмов, выполняющих определенные функции при взаимодействии друг с другом.

Трансмиссия предназначена для передачи крутящего момента от двигателя на ведущие колеса и преобразования крутящего момента по величине и направлению. Наиболее распространены механические трансмиссии различных конструкций:

Сцепление предназначено для временного отключения двигателя от трансмиссии его плавного включения;

     

Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента, длительного отключения двигателя от трансмиссии и движения задним ходом;

     

Карданная передача предназначена для передачи крутящего момента между валами (от коробки передач к главной передаче и дифференциалу заднего ведущего моста). У переднеприводных автомобилей карданной передачи нет.

Ведущий мост, состоящий из главной передачи (для увеличения крутящего момента и передачи его под прямым углом), дифференциала (обеспечивает возможность вращения колес с разными скоростями при повороте на изгибе дороги различного радиуса и неровных дорогах), и полуоси (для передачи крутящего момента ведущим колесам). Ведущих мостов может быть несколько, у автомобилей повышенной проходимости может быть три ведущих моста.

     

Несущая система - это ходовая часть состоящая из рамы, переднего и заднего мостов (для поддержания рамы и кузова, передачи вертикальной нагрузки на колеса) с амортизаторами и подвеской (для упругой связи между рамой или кузовом с мостами или колесами) и колес которые обеспечивают непосредственное сцепление автомобиля с дорогой. У тягачей к несущей системе относится седельносцепное устройство. В большинстве легковых автомобилей рама отсутствует.

Эксплуатационные свойства подвижного состава.

Эксплуатационными свойствами подвижного состава называются свойства, характеризующие выполнение подвижным составом транспортных и специальных работ – перевозку пассажиров, грузов и специального оборудования.

Эти свойства определяют приспособленность подвижного состава к условиям эксплуатации, а также эффективность и удобство его использования.

Эксплуатационные свойства автомобиля зависят не только от его конструкции, но и от многого другого: технического состояния, условий эксплуатации, вида и качества топлива, смазки, возможностей водителя.

Подвижной состав обладает целым рядом эксплуатационных свойств, которые составляют две основные группы, связанные с движением подвижного состава и не связанные с движением подвижного состава:

Эксплуатационные свойства
Связаные с движением Не связаные с движением
Тягово-скоростные Тормозные Топливная экономичность Управляемость Маневренность Устойчивость Проходимость Плавность хода Экологичность Безопасность движения Вместимость Прочность Долговечность Приспособленность к техобслуживанию и ремонту Приспособленность к погрузочно-разгрузочным работам  

Надежность – выполнение подвижным составом различных перевозок (пассажиров, грузов, технологических операций) при сохранении в заданных пределах эксплуатационных показателей (экономичности, производительности, рентабельности).

Долговечность – сохранение работоспособности до наступления предельного состояния (состояния, после достижения которого, эксплуатация подвижного состава невозможна). Свойство подвижного состава работать без поломок и неисправностей, интенсивного износа отдельных деталей, механизмов и систем, вызывающего прекращение эксплуатации подвижного состава.

Средний срок службы (ресурс) – продолжительность работы подвижного состава до момента наступления предельного состояния с начала эксплуатации или после капитального ремонта.

Эксплуатационная технологичность – приспособляемость к ремонту и техническому обслуживанию.

Вместимость – число пассажиров, которые одновременно могут быть перевезены подвижным составом (автомобиль пассажирский) или грузоподъемность и внутренние размеры кузова (для грузовых автомобилей).

Динамичность – способность совершать перевозки в определенных условиях с максимально возможной средней скоростью.

Тягово-скоростные свойства – свойства подвижного состава определяющие диапазонные изменения скоростей движения и максимальные ускорения разгона в различных дорожных условиях при работе на тяговом режиме. Тяговым называется режим движения подвижного состава, при котором от двигателя к ведущим колесам подводится мощность и момент, необходимые для движения.

Тормозные – свойства подвижного состава, определяющие максимальные замедления при торможении в различных дорожных условиях и обеспечивающие неподвижное удержание автомобиля относительно опорной поверхности.

Топливная экономичность – свойство подвижного состава, определяющие расходы топлива при выполнении транспортной работы. Работа при минимальном расходе топлива.

Управляемость – свойство подвижного состава изменять или сохранять параметры движения при воздействии водителя на рулевое управление.

Маневренность – свойство подвижного состава поворачивать на минимальной площади и вписываться в дорожные габариты.

Устойчивость – свойство подвижного состава сохранять направление движения и противостоять силам, стремящим вызвать занос или опрокидывание автомобиля.

Курсовая устойчивость – сохранение направления движения.

Проходимость – свойство подвижного состава двигаться по плохим дорогам и вне дорог. Проходимость характеризует степень уменьшения средних скоростей движения и производительности подвижного состава в указанных условиях по сравнению с хорошими дорогами.

Плавность хода – свойство подвижного состава обеспечивать защиту перевозимых людей, грузов и механизмов подвижного состава от воздействия неровностей дороги.

Экологичность – свойство подвижного состава, характеризующее наименьшую степень загрязнения окружающей среды отработавшими газами и шумом.

Безопасность движения – свойство подвижного состава двигаться с наименьшей вероятностью дорожно-транспортных происшествий. Безопасность движения важнейшее эксплуатационное свойство, от которого зависит жизнь и здоровье людей, сохранность подвижного состава, перевозимых грузов и других материальных ценностей.

Прочность – свойство подвижного состава работать без поломок и неисправностей.

Приспособленность к техническому обслуживанию и ремонту – свойство подвижного состава, определяющее простоту трудоемкость и время простоя при выполнении этих работ.

Приспособленность к погрузочно-разгрузочным работам – свойство подвижного состава обеспечивать эти работы с минимальными затратами времени и труда.

Эксплуатационные свойства подвижного состава оцениваются с помощью их измерителей и показателей.

Измерителем эксплуатационного свойства называется единица измерения, характеризующая это свойство с качественной стороны (например, скорость).

Показателем эксплуатационного свойства называется число, определяющее величину измерителя этого свойства, его количественное значение (например, максимальная скорость).

технико - экономических показателей подвижного состава.

Технико-экономические показатели подвижного состава играют большую роль при оценке готовности машины к работе и при планировании ее эксплуатации.

Коэффициент технической готовности – отношение количества дней в течение определенного периода времени, когда машина находится в готовом к эксплуатации состоянии, к количеству календарных дней этого периода, включающего время ремонта и простоя.

Время пребывания подвижного состава в наряде (продолжительность работы машины с момента выхода и до возвращения в гараж) – суммарное время движения, погрузки-выгрузки, простоя по техническим причинам (сюда входит время, которое водитель тратит на отдых или обед).

Техническая скорость движения – отношение пробега подвижного состава (расстояния, которое прошла машина) к общему времени движения, включающему в себя и время простоя и остановок, возникающих при движении.

Эксплуатационная скорость – отношение пробега машины на время пребывания в наряде.

Общий пробег – проходимое подвижным составом расстояние.

Нулевой пробег – расстояние, которое проходит подвижной состав после выхода из парка в наряд на линию до первой погрузки или после последней выгрузки до момента возвращения в парк.

Коэффициент использования пробега – отношение суммарного пробега с грузом (или с пассажирами) к сумме общих пробегов за этот же период времени.

Коэффициент статического использования грузоподъемности - отношение массы перевезенного груза к грузу, который мог быть перевезен при полном использовании грузоподъемности.

Коэффициент динамического использования грузоп одъемности - отношение фактически перевезенных тонно-километров к тонно-километрам, которые автомобиль мог перевезти за то же время при полном использовании грузоподъемности.

Объем перевозок – запланированная к перевозке масса груза.

Грузооборот – работа автомобиля в тонно-километрах.

Производительность – количество груза (тонны или тонно-километры), перевезенного в единицу времени.

Пассажирооборот – произведение числа пассажиров на среднюю дальность поездки, измеряется в пассажиро-километрах.

Коэффициент платного пробега – отношение величины оплаченного пробега к общему пробегу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: