Показатели топливной экономичности автомобиля
Автомобильный транспорт потребляет большое количество топлива, стоимость которого составляет 10…15% всех затрат на автомобильные перевозки. Расход топлива зависит от конструкции автомобилей и их технического состояния, а также от дорожных и климатических условий, квалификации водителя и организации транспортного процесса.
Полное экономическое качество автомобиля оценивается топливно-экономической характеристикой. Такая характеристика получается построением графика зависимости путевого расхода топлива от скорости движения автомобиля.
Для расчета расхода QS иногда удобнее использовать график зависимости gе, г/(кВт·ч) от коэффициента использования мощности двигателя и. Он может быть получен по нагрузочной и внешней характеристикам.
Для каждого значения частоты n расход gе имеет минимум при значении и, близком к 100%. При малых значениях коэффициента и удельный расход возрастает в результате уменьшения КПД двигателя и ухудшения условий сгорания топлива, а при больших значениях и (у карбюраторных двигателей) – в связи с обогащением горючей смеси экономайзером.
Для карбюраторных двигателей при малом значении коэффициента использования мощности двигателя расход gе увеличивается по сравнению с минимальным в несколько раз, а при и =100% увеличивается на 10…15%.
У дизелей расход gе в меньшей степени зависит от коэффициента и и при малых его значениях отличается от минимального не более чем в 1,5 раза.
Минимальное значение расхода gе при
Полной и частичных нагрузках соответствует частоте несколько большей, чем та, при которой для заданного положения органа управления подачей топлива МК= МК.МАХ. Чем меньше коэффициент и, тем при меньшей частоте расход gеимеет минимальное значение. При постоянном положении органов управления подачей топлива изменение зависимости gе = f(n) тем существеннее, чем меньше значение и. У карбюраторных двигателей при и = 100% с увеличением частоты от nmin до nN расход возрастает в среднем лишь на 10%, а при и =25% - на 250…300%. Однако при постоянном положении органов, управления подачей топлива с изменением частоты n изменяется и коэффициент и. При и = const зависимости gе = f(n) при полной и частичных нагрузках отличаются незначительно.
Для анализа связи расхода топлива с условиями движения Е.А.Чудаковым предложен график – топливно-экономическая характеристика QS = f(V) при движении с V= const на дорогах с различными значениями коэффициента ψ. Она может быть построена для каждой передачи.
Топливно-экономическая характеристика может быть построена по результатам дорожных или стендовых испытаний, а также по результатам расчета, который проводят в следующем порядке:
1) задаются коэффициентом ψ;
– коэффициент максимального сопротивления дороги
(= 0.27…0,35), причем большие значения относятся к грузовым автомобилям;
2) задаются несколькими значениями скорости V и для каждого из них находят NД, NВ и n.
Если имеется нагрузочная характеристика двигателя, то, определив мощность Ne = (NД + NВ)/ηm, необходимую для движения на каждой из заданных скоростей, по нагрузочной характеристике находят и QS. Повторив расчеты для нескольких ψ, строят топливно-экономическую характеристику. Если нагрузочная характеристика отсутствует, но имеется график = f(и), то расчет продолжают:
3) для каждого значения частоты n по внешней характеристике находят значение мощности Ne;
4) определяют и по формуле;
4) пользуясь графиком, для каждого значения скорости V по соответствующим ей значениям частоты n и коэффициента и находят = f(и). Расход топлива QS подсчитывают по формуле.
Если характеристики топливной экономичности рассчитываемого двигателя отсутствуют, то можно воспользоваться одним из приближенных методов, тогда расчет может быть продолжен так:
5) по полученным значениям коэффициента И и отношениям n/nN, пользуясь графиками находят kе и kи для каждой из принятых скоростей;
6) определяют g
где rm – плотность топлива, кг/л.; для бензинового топлива rm= 0,75кг/л. | |
Удельный эффективный расход топлива зависит от частоты вращения коленчатого вала nе и степени использования мощности двигателя И, равной отношению мощности, необходимой для равномерного движения автомобиля, к мощности, которую развивает двигатель на ведущих колесах при той же скорости и полной подаче топлива.
Удельный эффективный расход топлива решается использованием графо-аналитического метода. Используем метод И.С. Шлиппе когда удельный эффективный расход топлива представляется функцией нескольких параметров:
. |
где ku – коэффициент, учитывающий изменение ge в зависимости от степени использования мощности И (по диаграмме в приложении);
kе - коэффициент, учитывающий изменение ge в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя ne (по диаграмме в приложении);
g N – удельный эффективный расход топлива при Nmax.
Коэффициенты и определяется по формулам
▪ для всех типов двигателей
▪ для карбюраторных двигателей
▪ для дизелей
Расчет коэффициентов и можно представить кривыми на диаграммах:
Таблица Топливно-экономическая характеристика автомобиля =f()
л/100 км | ||||||
1/c |
Таблица Параметры топливной экономичности – изменение коэффициента
для карбюраторных и дизельных двигателей = (E)
1,2 | ||||||
1,1 | ||||||
1,0 | ||||||
0,9 | ||||||
0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 1,0 |
Таблица Параметры топливной экономичности – изменение коэффициента
для карбюраторных и дизельных двигателей
2,0 | ||||||
1,0 | ||||||
0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 1,0 |
Удельный расход gN известен из внешней характеристики, при ее отсутствии можно считать gN= (1,15…1,05) gе min. Если и = 100%. То для карбюраторных двигателей gе min=260…310 г/(кВт·ч); для дизелей gе min= 195…230 г/(кВт·ч).
Например, gN = 1,2· gNmin,, gNmin= 0,2 кг/кВт·ч, тогда gN = 0,24 кг/(кВт·ч).