Родился в 1918 г. в Кисловодске.
Начало творческого пути Александра Солженицына датируется 1928 годом, когда ему было 10 лет, а не «лагерным» периодом 40-50-х, как считалось ранее, сообщила автор исследования, филолог Людмила Сараскина.
Александр Исаевич Солженицын сказал в одном из своих интервью: «Я отдал почти всю жизнь русской революции».
Свидетелем и участником русской истории XX в. Солженицын был сам. Окончание физико-математического факультета Ростовского университета и вступление во взрослую жизнь пришлось на 1941 г. 22 июня, получив диплом, он приезжает на экзамены в Московский институт истории, философии, литературы (МИФЛИ), на заочных курсах которого учился с 1939 г.. В октябре мобилизован в армию. Летом 1942 г. — звание лейтенанта, а в конце — фронт: Солженицын командует звукобатареей в артиллерийской разведке. Военный опыт Солженицына и работа его звукобатареи отражены в его военной прозе конца 90-х гг. (двучастный рассказ «Желябугские выселки» и повесть «Адлиг Швенкиттен» — «Новый мир». 1999. № 3). Офицером-артиллеристом он проходит путь от Орла до Восточной Пруссии, награждается орденами. Чудесным образом он оказывается в тех самых местах Восточной Пруссии, где проходила армия генерала Самсонова. Трагический эпизод 1914 г. — самсоновская катастрофа — становится предметом изображения в первом «Узле» «Краен Колеса» — в «Августе Четырнадцатого». 9 февраля 1945 г. капитана Солженицына арестовывают на командном пункте его начальника, генерала Травкина. После ареста — лагеря: в Новом Иерусалиме, в Москве у Калужской заставы, в спецтюрьме № 16 в северном пригороде Москвы (та самая знаменитая Марфинская шарашка, описанная в романе «В круге первом», 1955-1968). С 1949 г. — лагерь в Экибастузе (Казахстан). С 1953 г. Солженицын — «вечный ссыльнопоселенец» в глухом ауле Джамбулской области, на краю пустыни. В 1957 г. — реабилитация и сельская школа в поселке Торфо-продукт недалеко от Рязани, где он учительствует и снимает комнату у Матрены Захаровой (прототип хозяйки «Матрениного двора») (1959). В 1959 г. Солженицын за три недели «облегченный» вариант рассказа «Щ-854», (после долгих хлопот А.Т. Твардовского и с благословения самого Н.С. Хрущева увидел свет в «Новом мире» под названием «Один день Ивана Денисовича)
К моменту первой публикации Солженицын имеет за плечами серьезный писательский опыт — около полутора десятилетий. В литературном подполье создаются романы «В круге первом», несколько пьес, киносценарий «Знают истину танки!» о подавлении Экибастузского восстания заключенных, начата работа над «Архипелагом ГУЛагом», замыслен роман о русской революции под кодовым названием «Р-17», воплотившийся десятилетия спустя в эпопею «Красное Колесо».
В середине 60-х гг. создается повесть «Раковый корпус» (1963-1967) и «облегченный» вариант романа «В круге первом». Опубликовать их в «Новом мире» не удается, и оба выходят в 1968 г. на Западе. В это же время идет начатая ранее работа над «Архипелагом ГУЛагом»(1958-1968; 1979) и эпопеей «Красное Колесо»
В 1970 г. Солженицын становится лауреатом Нобелевской премий. Не выезжает из СССР т.к, опасатеся лишиться гражданства и возможности бороться на родине — поэтому личное получение премии и речь нобелевского лауреата откладываются. История с получением Нобелевской премии описана в главе «Нобелиана» («Бодался теленок с дубом»). В то же время его положение в СССР все более ухудшается: принципиальная и бескомпромиссная идеологическая и литературная позиция приводит к исключению из Союза писателей (ноябрь 1969 г.), в советской прессе разворачивается кампания травли Солженицына. Это заставляет его дать разрешение на публикацию в Париже книги «Август Четырнадцатого» (1971) — первого тома эпопеи «Красное Колесо». В 1973 г. в парижском издательстве YMCA-PRESS увидел свет первый том «Архипелага ГУЛага».
Идеологическая оппозиционность не только не скрывается Солженицыным, но и прямо декларируется. Он пишет целый ряд открытых писем: Письмо IV Всесоюзному съезду Союза советских писателей (1967), Открытое письмо Секретариату Союза писателей РСФСГ (1969), Письмо вождям Советского Союза (1973), которое посылает по почте адресатам в ЦК КПСС, а не получив ответа, распространяет в самиздате. Писатель создает цикл публицистических статей, которые предназначаются для философско-публицистического сборника». «Из-под глыб» («На возврате дыхания и сознания», «Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни», «Образованщина»), «Жить не по лжи!» (1974).(распространлись в самиздате)
В 1975 г. опубликована автобиографическая книга «Бодался теленок с дубом», (подробный рассказ о творческом пути писателя от начала литературной деятельности до второго ареста и высылки)
В феврале 1974 Солженицына арестовывают и заключают в Лефортовскую тюрьму. Но его ни с чем не сравнимый авторитет у мировой общественности не позволяет советскому руководству просто расправиться с писателем, поэтому его лишают советского гражданства и высылают из СССР. В ФРГ он останавливается у Генриха Бёлля, после чего поселяется в Цюрихе (Швейцария). О жизни на Западе повествует вторая автобиографическая книга Солженицына «Угодило зернышко промеж двух жерновов», («Новом мире» в 1998, 1999 г.)
В 1976 г. писатель с семьей переезжает в Америку, в штат Вермонт. Работает над полным собранием сочинений и продолжает исторические исследования, результаты которых ложатся в основу эпопеи «Красное Колесо».
Солженицын всегда был уверен в том, что вернется в Россию.
В 1988 г. Солженицыну было возвращено гражданство СССР, а в 1989 г. в «Новом мире» публикуются Нобелевская лекция и главы из «Архипелага ГУЛага»» затем, в 1990 г. — романы «В круге первом» и «Раковый корпус». В 1994г писатель возвратился в Россию. С 1995 г. в «Новом мире» публикует» новый цикл — «двучастные» рассказы.
47. Военная тема на современном этапе развития РЛ.
В одном из последних своих интервью В.Г.Распутин, размышляя о традициях народов, их судьбах в современных условиях, убежденно сказал: «Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека». Природа мудра. Она так выстроила путь человеческой жизни, чтобы не ослабевала и не рвалась нить, объединяющая и соединяющая поколения. Храня теплую память о прошлом, мы сохраняем чувство ответственности за Родину, укрепляем веру в силу своего народа, ценность и неповторимость его истории. Поэтому велика и ничем не заменима роль художественной литературы в нравственно – патриотическом воспитании новых поколений. Сложно и многогранно ее воздействие на формирование у молодого гражданина исторической памяти.
Каждое литературное произведение несет на себе отпечаток своего времени, вырастает из истории отечественной культуры и воспринимается в контексте ее прошлого и настоящего опыта. И человек вырастает как часть общества, часть его истории. Животрепещущая память о прошлом и является опорой человека в жизни, силой его «самостоянья». «Самостоянье человека – залог его величия», – сказал А.С.Пушкин.
Современная литература углубленно и пристально всматривается в героические эпохи истории нашего народа, в духовные и нравственные корни наших реальных достижений,
показывает высокий нравственный потенциал человека. Современная литература сделала многое для сбережения культурного наследия прошлого, для развития исторической памяти у нового поколения.
Тема морали, нравственных исканий активно разрабатывается нашей литературой. Но особенно, пожалуй, значительны здесь достижения в прозе о войне. Именно война с ее трагизмом и героизмом, с ее нечеловечески тяжелой повседневностью, с предельной поляризацией добра и зла, с ее кризисными ситуациями, в которые то и дело попадает человек и в которых, наиболее ярко высвечиваются его основные человеческие качества, дает художникам слова богатейший материал для освещения нравственных, этических проблем. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир – обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне - огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма русских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.
Война... Само слово говорит нам о беде и горе, о несчастье и слезах, о потерях и расставаниях. Сколько людей погибло во время этой страшной Великой Отечественной войны!..
Тема войны до сих пор не устарела в нашей литературе. На войне шла настоящая проверка личности на подлинность. Именно этим объясняется рассвет русской литературы в военное и послевоенное время. Одна из главных тем военной литературы – тема подвига.
На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.
Типологические особенности современной прозы о войне.
* проявляются процессы новых нравственных ориентиров;
* озабоченность поиском новых смыслов, попытки обретения героя;
* наблюдается стремление к публицистичности;
* основывается на использовании документальных материалов;
* многоэпизодность повествования, когда отдельные картины сменяют друг друга быстро;
* военная литература получает второе дыхание, потому что:
- отсутствует идеологический диктат,
- имеются документальные источники,
- в литературу приходят новые поколения писателей.
Т. о., в современной прозе наблюдается развитие батальной прозы: восприятие войны как метафора сегодняшней жизни в целом. С нее снимается идеологический и мифологический покров. Высшей ценностью объявляется человеческая жизнь, а не победа любой ценой. Верх берет природно-архетипическая составляющая человеческого существования.