double arrow

Тихая лирика В. Рубцова


Это поэтическое направление, объединяющее поэтов, тематически тяготеющих к традиционным жизненным приоритетам: религиозному миропониманию, культу домашнего очага, осознанию особой значимости общения с природой для гармоничной жизни человека, восприятие русской деревни как хранительницы древней народной культуры.

«Тихая поэзия» возникла как противостояние «эстрадной», громкой лирике.

Творческая среда: мощная духовная идея, обращённая к личности, к родине, к России, говорящая о неразрывной связи с ней.

Прослеживаются традиции русской классической поэзии 19 века, прежде всего Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н. Кольцова, А.С. Пушкина. Для них, как для Тютчева и Фета, самым главным является образ человека перед лицом мироздания.

Особенности «тихой лирики»

Темы Идеи Символы-образы
малая родина, природа и история, природа и нация (народ), Душа и Вселенная, терпение, любовь к матери, к женщине.   боль за утрату нравственных чувств, стремление к истокам, корням, связь личности с родиной, нацией, воплощение духовного мира человека в лирике, вера в возрождение России, призыв к возрождению. отчий дом, образы природы (Вселенная, свет, звезда, · небо, берёза), фольклорные образы.  

Поэзия «тихой лирики» - не просто стихи, созданные на основе мыслей и чувств. Это произведения, которые выстраданы и пережиты их авторами, а затем просто и доступно переданы и доверены читателю.

Ориентация на строгий классический размер, стремление к глубине и ясности, «простота, добро и правда».

Особое внимание уделяется пейзажу, который воспринимается как высшая жизненная ценность.

Поэтов объединяла любовь к «малой родине», к её природе, «помогала им вглядеться в духовную жизнь народа и воплотить её в поэтическом слове.

«Березы»

Стихотворение «Березы» — грустный рассказ лирического героя о себе и о своей родной земле. Центральным мотивом в нем является мотив сиротства. Тем дороже стала для него родная деревня, береза над могилой матери, шум листопада, символизирующий любование родной природой.

Зная, что Н.М. Рубцов воспитывался в детском доме, чита­тель часто отождествляет автора и лирического героя этого произведения, полагая, что поэт наделяет лирического героя собственной биографией. Однако отец Н.М. Рубцова не погиб на фронте, а просто не взял детей из детского дома, создав дру­гую семью. Заветная могила мамы существовала тоже только лишь в поэтическом воображении автора, так как на самом деле Н.М. Рубцов не знал, где похоронена мать: она умерла в Воло­где во время эпидемии в годы войны и похоронена была в брат­ской могиле где-то на окраине города. Н.М. Рубцов всю жизнь пытался представить себе эту дорогую для его сердца могилу, расположенную где-то за рекой или под березами.




Поэт не боится традиционной рифмы «березы — слезы». В тексте стихотворения эта рифма выполняет важную функцию, образуя кольцевую композицию. Н.М. Рубцов в первой строфе даже два раза использует модель («березы — слезы» и «берез — слез»), но рифма от этого не выглядит навязчивой, а лишь усиливает музыкальное звучание стихотворения. Кроме того, автор широко использует для придания мелодичности звуча­нию произведения приемы создания звукописи: ассонанс «у» («А у нас в деревне у оград С ветром и с дождем шумел, как улей, Вот такой же желтый листопад»), звуковые удвоения («побеждает проза», «над могилой матери моей», повторы на уровне синтаксиса («когда шумят березы, Когда листья пада­ют с берез»).

Наряду с листопадом — центральным образом звучаще­го мира — в этом стихотворении важен элегический на­строй лирического героя, противоречивость чувств которо­го Н.М. Рубцов подчеркивает при помощи контрастных сопоставлений («Станет как-то радостно и больно»).
Жизнь человека неразрывно связана в контексте творчест­ва поэта с миром природы. Это подчеркивает и метафора («ве­тер хмурых дней»), и состояние лирического героя, который вдумчиво вслушивается в шум листопада. Шум берез напоми­нает о любви и смерти, о необратимом уходе каждого живого существа в мир иной. Уже первая строка произведения, кото­рой Н.М. Рубцов, как известно, придавал особенное значение, имеет исповедальный характер. Образ лирического героя вы­двигается при этом на передний план. Эту же предельную ис­кренность подчеркивает в последней строфе стихотворения обращение к родине «Русь моя, люблю твои березы!». Этим высказыванием лирический герой выражает не только любовь к родной природе, но и глубину патриотического чувства.



Н.М. Рубцов использует образы мира природы в стихотво­рении и при создании изобразительно-выразительных средств. Желтый листопад, например, «шумит, как улей». И этот прием проявляется не только в данном стихотворении, но и в творче­стве Н. Рубцова в целом.
Мотив воспоминания, заявленный в стихотворении, также является сквозным в лирике выдающегося вологодского поэта. Н.М. Рубцов часто возвращался в минуты творческого вдох­новения к самым острым душевным переживаниям и стремил­ся запечатлеть их в поэтической форме.

Лагерная проза – это литературные произведения, созданные бывшими узниками мест заключения.

Повесть связана с одним из фактов биографии самого автора — Экибастузским особым лагерем, где зимой 1950 – 1951 гг. на общих работах и был создан этот рассказ. Главный герой рассказа Солженицына — Иван Денисович Шухов, обычный узник сталинского лагеря, русский крестьянин и солдат.

Это книга о внутреннем противостоянии человека и ГУЛАГа.

Автор от лица героя повествует об одном дне — из трех тысяч шестисот пятидесяти трех дней срока Ивана Денисовича.

Лагерь — это особый мир, существующий отдельно, параллельно нашему. Каждый, оказавшийся здесь, выживает по-своему (или погибает по-своему). Жизнь в зоне показана не со стороны, а изнутри, мы видим ее глазами человека, который знает о ней не понаслышке, а по своему личному опыту. Именно поэтому рассказ поражает своим реализмом.

У Солженицына наблюдается единство в изображении пространства. Лагерь – целый город, замкнутое внутреннее государство со своими правилами. Абсурдный лагерь. Счастье в еде (лишняя порция пайка), тепле (пронесли толь, чтоб залатать дыры), найти ножовку (чтобы чинить обувь), покурить, не побывать на 27 градусном морозе.

Шухов: свобода=несвобода. По его мнению: ценность жизни в счастливых минутах; приспособляйся, чтобы выжить.

Тема Идея Сюжет
утверждение победы человеческого духа над лагерным насилием. ответ на мучительный вопрос тревожного века: что надо сделать, чтобы, выражаясь словами Б. Пастернака, "...ни единой долькой не отступиться от лица". создать образ лагеря, одновременно реальный и ирреальный, абсурдный. Иными словами, показать лагерь и обыденностью и символом. строится на сопротивлении живого - неживому, Человека - Лагерю: «Здесь, ребята, закон - тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму стучать ходит».  

Проблематика произведения:

· лагерь как, воплощение злобы, недомыслия, грязи, взятых на вооружение системой;

· отношение к работе;

· расточительство народных сил;

· нравственный, духовный суд над всем происходящим;

· превращение «ВОЛИ» в своего рода «ЗОНУ»;

· работа как противостояние Лагерю;

· разложение и распад в самом основании Лагеря;

· искусство как источник духовной силы человека;

· освобождение от иллюзий;

· духовный спор персонажей.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: