Это поэтическое направление, объединяющее поэтов, тематически тяготеющих к традиционным жизненным приоритетам: религиозному миропониманию, культу домашнего очага, осознанию особой значимости общения с природой для гармоничной жизни человека, восприятие русской деревни как хранительницы древней народной культуры.
«Тихая поэзия» возникла как противостояние «эстрадной», громкой лирике.
Творческая среда: мощная духовная идея, обращённая к личности, к родине, к России, говорящая о неразрывной связи с ней.
Прослеживаются традиции русской классической поэзии 19 века, прежде всего Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н. Кольцова, А.С. Пушкина. Для них, как для Тютчева и Фета, самым главным является образ человека перед лицом мироздания.
Особенности «тихой лирики»
Темы | Идеи | Символы-образы |
малая родина, природа и история, природа и нация (народ), Душа и Вселенная, терпение, любовь к матери, к женщине. | боль за утрату нравственных чувств, стремление к истокам, корням, связь личности с родиной, нацией, воплощение духовного мира человека в лирике, вера в возрождение России, призыв к возрождению. | отчий дом, образы природы (Вселенная, свет, звезда, · небо, берёза), фольклорные образы. |
Поэзия «тихой лирики» - не просто стихи, созданные на основе мыслей и чувств. Это произведения, которые выстраданы и пережиты их авторами, а затем просто и доступно переданы и доверены читателю.
Ориентация на строгий классический размер, стремление к глубине и ясности, «простота, добро и правда».
Особое внимание уделяется пейзажу, который воспринимается как высшая жизненная ценность.
Поэтов объединяла любовь к «малой родине», к её природе, «помогала им вглядеться в духовную жизнь народа и воплотить её в поэтическом слове.
«Березы»
Стихотворение «Березы» — грустный рассказ лирического героя о себе и о своей родной земле. Центральным мотивом в нем является мотив сиротства. Тем дороже стала для него родная деревня, береза над могилой матери, шум листопада, символизирующий любование родной природой.
Зная, что Н.М. Рубцов воспитывался в детском доме, читатель часто отождествляет автора и лирического героя этого произведения, полагая, что поэт наделяет лирического героя собственной биографией. Однако отец Н.М. Рубцова не погиб на фронте, а просто не взял детей из детского дома, создав другую семью. Заветная могила мамы существовала тоже только лишь в поэтическом воображении автора, так как на самом деле Н.М. Рубцов не знал, где похоронена мать: она умерла в Вологде во время эпидемии в годы войны и похоронена была в братской могиле где-то на окраине города. Н.М. Рубцов всю жизнь пытался представить себе эту дорогую для его сердца могилу, расположенную где-то за рекой или под березами.
Поэт не боится традиционной рифмы «березы — слезы». В тексте стихотворения эта рифма выполняет важную функцию, образуя кольцевую композицию. Н.М. Рубцов в первой строфе даже два раза использует модель («березы — слезы» и «берез — слез»), но рифма от этого не выглядит навязчивой, а лишь усиливает музыкальное звучание стихотворения. Кроме того, автор широко использует для придания мелодичности звучанию произведения приемы создания звукописи: ассонанс «у» («А у нас в деревне у оград С ветром и с дождем шумел, как улей, Вот такой же желтый листопад»), звуковые удвоения («побеждает проза», «над могилой матери моей», повторы на уровне синтаксиса («когда шумят березы, Когда листья падают с берез»).
Наряду с листопадом — центральным образом звучащего мира — в этом стихотворении важен элегический настрой лирического героя, противоречивость чувств которого Н.М. Рубцов подчеркивает при помощи контрастных сопоставлений («Станет как-то радостно и больно»).
Жизнь человека неразрывно связана в контексте творчества поэта с миром природы. Это подчеркивает и метафора («ветер хмурых дней»), и состояние лирического героя, который вдумчиво вслушивается в шум листопада. Шум берез напоминает о любви и смерти, о необратимом уходе каждого живого существа в мир иной. Уже первая строка произведения, которой Н.М. Рубцов, как известно, придавал особенное значение, имеет исповедальный характер. Образ лирического героя выдвигается при этом на передний план. Эту же предельную искренность подчеркивает в последней строфе стихотворения обращение к родине «Русь моя, люблю твои березы!». Этим высказыванием лирический герой выражает не только любовь к родной природе, но и глубину патриотического чувства.
Н.М. Рубцов использует образы мира природы в стихотворении и при создании изобразительно-выразительных средств. Желтый листопад, например, «шумит, как улей». И этот прием проявляется не только в данном стихотворении, но и в творчестве Н. Рубцова в целом.
Мотив воспоминания, заявленный в стихотворении, также является сквозным в лирике выдающегося вологодского поэта. Н.М. Рубцов часто возвращался в минуты творческого вдохновения к самым острым душевным переживаниям и стремился запечатлеть их в поэтической форме.
Лагерная проза – это литературные произведения, созданные бывшими узниками мест заключения.
Повесть связана с одним из фактов биографии самого автора — Экибастузским особым лагерем, где зимой 1950 – 1951 гг. на общих работах и был создан этот рассказ. Главный герой рассказа Солженицына — Иван Денисович Шухов, обычный узник сталинского лагеря, русский крестьянин и солдат.
Это книга о внутреннем противостоянии человека и ГУЛАГа.
Автор от лица героя повествует об одном дне — из трех тысяч шестисот пятидесяти трех дней срока Ивана Денисовича.
Лагерь — это особый мир, существующий отдельно, параллельно нашему. Каждый, оказавшийся здесь, выживает по-своему (или погибает по-своему). Жизнь в зоне показана не со стороны, а изнутри, мы видим ее глазами человека, который знает о ней не понаслышке, а по своему личному опыту. Именно поэтому рассказ поражает своим реализмом.
У Солженицына наблюдается единство в изображении пространства. Лагерь – целый город, замкнутое внутреннее государство со своими правилами. Абсурдный лагерь. Счастье в еде (лишняя порция пайка), тепле (пронесли толь, чтоб залатать дыры), найти ножовку (чтобы чинить обувь), покурить, не побывать на 27 градусном морозе.
Шухов: свобода=несвобода. По его мнению: ценность жизни в счастливых минутах; приспособляйся, чтобы выжить.
Тема | Идея | Сюжет |
утверждение победы человеческого духа над лагерным насилием. ответ на мучительный вопрос тревожного века: что надо сделать, чтобы, выражаясь словами Б. Пастернака, "...ни единой долькой не отступиться от лица". | создать образ лагеря, одновременно реальный и ирреальный, абсурдный. Иными словами, показать лагерь и обыденностью и символом. | строится на сопротивлении живого - неживому, Человека - Лагерю: «Здесь, ребята, закон - тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму стучать ходит». |
Проблематика произведения:
· лагерь как, воплощение злобы, недомыслия, грязи, взятых на вооружение системой;
· отношение к работе;
· расточительство народных сил;
· нравственный, духовный суд над всем происходящим;
· превращение «ВОЛИ» в своего рода «ЗОНУ»;
· работа как противостояние Лагерю;
· разложение и распад в самом основании Лагеря;
· искусство как источник духовной силы человека;
· освобождение от иллюзий;
· духовный спор персонажей.