double arrow

Этапы развития


Авторская песня

иначе - «бардовская», «поэтическая») - современный песенный жанр устной поэзии («поющаяся поэзия»), сформировавшийся на рубеже 50-60-х гг. в неформальной культуре студенчества и молодых интеллектуалов.

Её отличительными особенностями является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой, ориентация на коллективное пение непрофессионалами.

Предшественником АП можно считать городской романс и песенные миниатюры Александра Вертинского.

АП явилась в годы «оттепели» действенной формой «атаки» свободным словом - формой доступной, демократичной, «летучей», эмоциональной.

Суть авторской песнив праве на утверждение авторской песней жизненной позиции, авторского мироощущения и в праве самому, без посредников и потерь, донести смысл высказывания до слушателя, используя весь спектр средств устного общения - слово, музыкальную интонацию, тембр голоса, артикуляцию, мимику, жест и т. п.

Три главные вершины АП - Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Александр Галич.

I этап – романтический (лидер - Б. Окуджава), продолжался примерно до середины 1960-х гг. Главная сфера - «песня странствий» с центральными для неё образами дружбы (друга) и дороги как «линии жизни» - пути в неизведанное и пути к самопознанию. Распространялась «от компании к компании», исполнялась исключительно «в своем кругу» - в самодеятельных студенческих «обозрениях», «капустниках» творческой интеллигенции и т. п., а также на туристических слётах, которые постепенно превратились в фестивали авторской песни. Власти почти не обращали на авторскую песню внимания, считая безобидным проявлением самодеятельного творчества.

II этап – иронический, постепенно переросший в откровенно сатирический (А. Галич, Ю. Ким) и «песни протеста» (В. Высоцкий). Важное место в творчестве многих бардов занимала тема ВОВ. На первое место выходил «человеческий аспект» войны, причинённые ей страдания, её античеловечность. Власти перешли к преследованию авторской песни, пытаясь овладеть ею изнутри, взяв под «крышу» комсомола стихийно возникавшие повсюду «клубы самодеятельной песни» (КСП). Повзрослевшие «барды»-основатели жанра продолжали разрабатывать лирическую линию, но в ней все отчетливее звучали ностальгия по прошлому, горечь потерь и предательств, стремление сохранить себя. Эта лирико-романтическая линия была продолжена в творчестве С. Никитина, А. Дольского, В. Долиной, а также бард-рокеров (А. Макаревич, Б. Гребенщиков).

III этап – в начале 1990-х гг. развитие авторской песни переходит в спокойное русло. Растёт число «поющих поэтов» и их исполнительское мастерство, количество их профессиональных организаций, концертов, фестивалей, продаваемых кассет и дисков; оформляется даже своеобразная «классика» авторской песни (популярные альбомы «Песни нашего века»). Появляются посвящённые авторской песне передачи на радио и телевидении.

В музыкальном отношении авторская песня опиралась на:бытовой романс, студенческий и дворовый фольклор (в том числе и блатная песня), народную песню, популярную танцевальную музыку, песни советских композиторов и т. п.

Общие признаки авторской песни и фольклора:доступность;значительная вариативность текстов и мелодий;безымянность (имеются в виду в основном ранние авторские песни);массовость, с одной стороны, и определённая локальность распространения - с другой;существование вне рамок регулирующих творческий процесс организаций;устный характер распространения и бытования.

Вот анализ: Всенародной любовью пользуется военная лирика Булата Окуджавы. Всем нам известна песня "Мы за ценой не постоим" из кинофильма "Белорусский вокзал". Стихи звучны, их хочется напевать. И никто не напишет так живо, так восхитительно и реалистично о войне, кроме ее участника. Ведь Булат Окуджава, едва окончив девятый класс, добровольцем отправился на войну служить в минометном полку. Поэт прошел всю войну и был демобилизован лишь в 1945 году по причине тяжелого ранения. Булат рассказывает нам об участвовавшем в боях солдате, которому он и посвящает свое произведение. По-моему, именно от лица самого простого солдата автор пишет следующие строки:
"И , значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим."
И действительно, я считаю, что Великая победа не принадлежит кому-то в отдельности, она является заслугой всего русского народа. А за ценой, как справедливо заметил Окуджава, никто и не стоял. Несмотря на то, что потери нашей страны были огромны, люди верили в победу и даже не допускали мысли о поражении. Я считаю, что только благодаря мужеству и героизму наших предков мы смогли одолеть фашизм, о борьбе с которым бард поет в своей песне "Мы за ценой не постоим". Герои всех военных песен и стихов Булата Шалвовича - простые солдаты, такие незаметные на первый взгляд, но сохранившие доброту, надежду, веру. И они умирают, погибают на поле боя ради того, чтобы сохранить эти чувства в тылу, не дать исчезнуть близким и родным. Даже в военной лирике Булат стремится к изображению добра, а не гор трупов и кровавых сражений:
"Война нас гнула и косила.
Теперь конец и ей самой.
Четыре года мать без сына…
Бери шинель - пошли домой."


Сейчас читают про: